Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora
Главная » Статьи » История

Большую группу русских журналов и газет составляли либерально-буржуазные
 Большую группу русских журналов и газет составляли либерально-буржуазные, в целом монархические, нередко конституционно-монархические издания. Наиболее популярными среди них были так называемые толстые журналы - петербургский «Вестник Европы» и московская «Русская мысль», кадетская по духу и возглавляемая с 1910 г. «самим» П. Б. Струве. Интересам либеральной буржуазии верой и правдой служили хорошо поставленные большие газеты. 

 В годы первой революции в России на некоторое время сложилось заметное преобладание, особенно в газетной прессе, кадетской партии. Уже в 1906 г. В. И. Ленин отмечал: «Кадетская печать - чуть ли не девять десятых всей политической печати России в настоящее время <...> у кадетов бездна газет в руках». В 1905 г. кадеты начали издавать газеты под громкими, демагогическими названиями «Свободный народ», «Народная свобода». Газеты эти вскоре же, однако, были приостановлены властями. Еще после нескольких неудач (журнал «Полярная звезда», «Вестник партии народной свободы. Еженедельник конституционно-демократической партии» и др.) кадеты наладили издание большой ежедневной политической и литературной газеты «Речь». Хотя внешне участники и сотрудники этого органа объявляли себя «внепартийными, политически свободными людьми», всего лишь сочувствовавшими конституционно-демократическим идеям, на деле «Речь», по словам В. И. Ленина, стала газетой «...политической партии, играющей первую скрипку в концерте российского либерализма». 

 Основанная еще в 60-х гг. 19 в. серьезная газета «Русские ведомости», начиная с периода первой революции в России, прихотливо и не без ловкости сочетала в своем направлении «...правый кадетизм с народническим налетом». 

 Литературные отделы «Речи» и «Русских ведомостей» были довольно богатыми, в них напечатаны были многие произведения выдающихся русских писателей (В. Г. Короленко, А. Н. Толстого, В. Я. Брюсова и др.), известных публицистов и ученых (В. И. Вернадского, П. Г. Виноградова, В. О. Ключевского, А. И. Чупрова и др.). 

 Мелкобуржуазная демократическая печать находилась преимущественно в русле народнического направления. Личность и взгляды Н. К. Михайловского пользовались в этой печати, можно сказать, непререкаемым авторитетом. Большинство деятелей этой печати держались народнических взглядов, искренне считали себя друзьями народа и сторонниками «русского» крестьянского (утопического) социализма. Среди выдающихся публицистов и критиков такой печати были Н. К. Михайловский (до его смерти в 1904 г.), Н. Ф. Анненский, М. А. Протопопов, одно время А. И. Богданович, А. М. Скабичевский. Сильно сказывалась народническая идеология и в многочисленных произведениях писателя В. Г. Короленко, в публицистических выступлениях историка литературы С. А. Венгерова. 

 Ведущим литературно-политическим журналом народнической ориентации являлось «Русское богатство». Основанное еще в 1876 г., оно было в начале. ХХ в. старейшим народническим органом. С 1892 г. идейными руководителями этого ежемесячного журнала были Н. К. Михайловский и В. Г. Короленко. Историкам хорошо известна полемика этого журнала с марксистами в 1894 - 1895 гг. Классическая работа В. И. Ленина «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов» осталась замечательным памятником идейной победы марксизма в этой полемике. После 1905 г. «Русское богатство» стало весьма близким к народным социалистам (энесы; трудовики; Трудовая народно-социалистическая партия). С мелкобуржуазных позиций журнал восторженно приветствовал революцию в России, весьма туманно понимая ее как переход от одного порядка к другому, наивно полагая, что она будет демократической, но не буржуазной. «Русское богатство» писало даже о бытовой революции, представляя последнюю как «колоссальную перемену в народном миросозерцании». Революция сама по себе является великой носительницей культуры, утверждалось в журнале. В 1906 г. эсеровский орган «Мысль» полагал, что революция в России вызовет «небывалый еще расцвет науки и распространение знания во всех слоях народа». Такое утверждение сближало в данном вопросе мелкобуржуазную демократическую печать с большевистским пониманием великого просветительского значения революции. Но большевики - революционные марксисты - отчетливо представляли себе реальные движущие силы революции в России, ее классовый характер, видели перспективы ее развития. «Русское богатство» привлекало интерес общественности богатством литературно-художественных произведений писателей реалистического направления, проникнутых демократическими и гуманистическими убеждениями. В журнале было впервые опубликовано множество романов, повестей, рассказов М. Горького, А. И. Куприна, Л. Н. Андреева, Д. Н. Мамина-Сибиряка, Н. Г. Гарина-Михайловского, К. М. Станюковича, В. В. Вересаева, И. А. Бунина. 

 В течение нескольких лет (на рубеже 19 - 20 вв.) при издателе В. С. Миролюбове привлекал внимание демократических читателей дешевый общедоступный ежемесячный «Журнал для всех». Привлекал своим определенно критическим отношением к самодержавию, к правительственной политике. В журнале были богато представлены писатели реалистического направления - Д. Н. Мамин-Сибиряк, К. М. Станюкович, А. И. Куприн, И. А. Бунин. 

 Несколько особняком, вне выше охарактеризованных групп, находились многочисленнейшие безыдейные журнальчики и газетки низкопробного бульварного пошиба, рассчитанные на массового мелкобуржуазного читателя-обывателя, который обращался к чтению для развлечения, для отдыха. Тут в ходу было дешевое зубоскальство, более или менее откровенная порнография, «захватывающие» романы из «светской» жизни или из бесконечных приключений ловких авантюристов и «благородных» разбойников, разные сенсационно-мелодраматические происшествия и прочее чтиво для «его величества российского мещанина». Число подобных изданий было велико. Особенно расплодились они в период между двумя революциями. Масса таких изданий имела очень короткую жизнь; многие, едва успев выйти в 1 - 2 - 3, в лучшем случае, 5 номерах, прекращали существование. Но, увы, возникали новые... 

 Для читателей-историков будет небезынтересным познакомиться со сжатым обзором трех видов отраслевой периодики - исторической, литературной, искусствоведческой. Периодика этих трех отраслей при обращении к историко-культурной тематике дореволюционной России может многое дать. 

 В капиталистический период русской истории было издано несколько десятков исторических журналов. Большинство,из них по идейно-политической направленности являлись консервативно-монархическими, некоторые отдавали дань умеренному либерализму. Считанное число исторических журналов и сборников было издано участниками освободительного движения в России, отводило много места истории политической борьбы, революционного движения, жизни и борьбе крестьян, отчасти рабочих и солдат. Таковы были, например, «Исторический сборник Вольной русской типографии в Лондоне» А. И. Герцена и Н. И. Огарева (1859, 1861), «Былое», журнал, посвященный истории освободительного движения (1906 - 1907, 1917), основанный В. Л. Бурцевым. 

 В исторических журналах конца 19 - начала 20 в. опубликовано множество воспоминаний, дневников, писем, различных документов и материалов, относящихся к истории русской культуры, литературы, искусства, быта и нравов. Начиная с 70-х гг. 19 в., а особенно после 1905 г., в таких журналах печатались материалы, касающиеся освободительного движения в России. Большая часть таких изданий имеет указатели содержания, что облегчает пользование ими. 

 Наиболее богатыми по содержанию, длительное время издававшимися были три исторических журнала - «Русский архив» (1863 - 1917), «Русская старина» (1870 - 1919), «Исторический вестник» (1880 - 1917) . Основанный историком и пушкинистом П. И. Бартеневым «Русский архив» им же и редактировался в течение 49 лет. По количеству опубликованных источников почти исключительно по 18 и 19 вв. «Русский архив» занимает первое место среди исторических журналов России. Разработанных материалов, исследований, статей в нем немного. Публикаторский, предназначенный для специалистов, этот журнал, однако, имел до тысячи подписчиков. Историки, литературоведы не обходились без «Русского архива». 

 Журнал историка, общественного деятеля и публициста М. И. Семевского «Русская старина» в отличие от бартеневского «Русского архива», очень жаловавшего «Екатеринин век», преимущественный интерес проявил к материалам по истории России 19 в. И этот журнал являлся главным образом публикаторским, хотя статей и заметок было в нем больше, чем в органе Бартенева. Либеральные взгляды Семевского вносили нередко публицистический оттенок в оценки печатаемых материалов. В журнале появилось много источников по декабристам, петрашевцам, по массовому крестьянскому и солдатскому движению. Большое место в журнале отведено истории отмены крепостного права в России. «Русская старина», особенно первую четверть века своего издания, пользовалась значительным успехом среди либеральной интеллигенции, чиновников и педагогов. 

 «Исторический вестник» издавался А. С. Сувориным. Душой этого журнала, редактировавшим его в течение 33 лет, был историк-популяризатор С. Н. Шубинский, человек либерально-консервативных взглядов. Ориентировался журнал на широкие читательские круги буржуазные, литераторские, чиновничьи. Велся журнал занимательно, живо. Наряду с источниками в нем печаталось много обработанного материала - статьи, небольшие, общедоступно изложенные исследования. Значительное место отводилось художественно-историческим произведениям - деятельно сотрудничали в «Историческом вестнике» писатели Н. С. Лесков, Д. Л. Мордовцев, Г. П. Данилевский, С. Н. Терпигорев (Сергей Атава). 

 «Вестник» Шубинского был самым распространенным из дореволюционных исторических журналов; в 1913 г. он имел 12 тыс. подписчиков. 

 Среди литературных и литературно-политических журналов начала ХХ в. видное место принадлежало толстым ежемесячникам либерально-буржуазного направления, таким, как «Вестник Европы» и «Русская мысль». «Вестник Европы» был основан и долгое время (в течение 42 лет, 1866 - 1908 гг.) редактировался историком и публицистом М. М. Стасюлевичем. При нем в журнале впервые появились крупные произведения И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, А. Н. Островского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, стихотворения А. К. Толстого, Вл. С. Соловьева, И. А. Бунина. В «Русской мысли» главную роль играл в течение двадцати лет (1885 - 1905) либеральный публицист и литературный критик В. А. Гольцев; охотно печатались в журнале А. П. Чехов, Н. Г. Гарин-Михайловский, Д. Н. Мамин-Сибиряк, М. Горький. После 1905 г. журнал стал кадетским, во главе редакции находился П. Б. Струве. Литературным отделом руководил в 1910-е гг. В. Я. Брюсов, критическим - поэтесса и критик З. Н. Гиппиус. В журнале в это время начали преобладать модернистские веяния. 

 Красочную, злободневно-боевую группу составили в 1905-1906 гг. замечательные сатирические журналы «Зритель», «Пулемет», «Жупел», «Сигнал» К. И. Чуковского. В журналах «Жало»; «Жупел» и «Адская почта» активно действовал М. Горький. Русская политическая карикатура, жгучие памфлеты, ядовитые эпиграммы и реплики этих многочисленных органов (их было до 400) метко били по самодержавию, правительству, «темным силам» - всем врагам революции и освобождения народа. Позднее, уже в годы между двумя революциями, большим успехом в широких кругах интеллигенции пользовались сатирическо-юмористические журналы «Сатирикон» и «Новый сатирикон». В них выступала плеяда талантливых писателей-юмористов во главе с Аркадием Аверченко. Деятельно печатался в них остро-ироничный поэт-сатирик Саша Черный (А. М. Гликберг). В «Новом сатириконе» в 1915 - 1917 гг. выступал молодой В. В. Маяковский со своими трагедийными сатирами-дифирамбами «Гимн судьбе», «Гимн взятке», «Гимн критику», «Гимн ученому». Группа молодых художников-карикатуристов Радаков, Реми, Юнгер вместе с известными мастерами Б. Кустодиевым, А. Бенуа, М. Добужинским, Л. Бакстом украшали своими рисунками эти журналы, Издавал «Сатирикон» журналист М. Г. Корнфельд, сын основателя и издателя Довольно популярного юмористического журнала «Стрекоза» (1875 - 1908); «Сатирикон» и возник из «Стрекозы», став как бы ее преемником. «Новый сатирикон» издавался на кооперативных началах издательским товариществом под редакцией А. Аверченко. 

 Возникновение в конце 19 - начале 20 в. новых русских журналов, посвященных искусству, театру, музыке, теории искусства, тесно связано с исканиями новых форм и выразительных средств в художественной литературе. Такие течения, как модернизм, символизм, акмеизм, заметно сказались и в содержании, и в графике, и в оформлении. Воздействие литературных исканий в деле издания периодики, связанной со всеми видами художественной культуры, очень ощутимо проявилось, в частности, в том, что почти во всех такого рода изданиях печаталось много художественно-литературных произведений - рассказов, повестей, стихотворений. Охотно и часто на страницах таких изданий выступали критики и публицисты, затрагивающие текущую жизнь и злободневные вопросы театра, живописи, графики, музыки. 

 Зачинателем такого нового типа периодических изданий по данной тематике был нашумевший при своем появлении журнал «Мир искусства» (1899-1904). Издавался он в Петербурге на средства меценатов - княгини М. К. Тенишевой и С. И. Мамонтова. Организатором и редактором был С. П. Дягилев - богато одаренный театральный деятель и организатор многих блестящих начинаний в русском искусстве. Московский художественный и литературно-критический журнал «Золотое руно» (1906 - 1909) с большей роскошью, но, пожалуй, с меньшим вкусом в оформлении издавался П. П. Рябушинским, одним из восьми братьев Рябушинских банкиров и промышленников. Писатели-символисты вначале, а позднее А. Блок, Вяч. Иванов, Г. Чулков определяли лицо журнала. Литературно-художественный журнал «Аполлон» (1909-1917) был создан и талантливо редактировался художественным критиком С. К. Маковским. В нем нередко печатались критики и теоретики искусства А. Н. Бенуа, Я. А. Тугенхольд, Ф. Ф. Комиссаржевский. Великолепно выполненные иллюстрации (в цвете и черно-белые) знакомили читателей с лучшими созданиями отечественных и зарубежных художников и графиков. 

 Главным образом театральной жизни и культуре посвящен был крупнейший театральный журнал публициста и критика А. Р. Кугеля «Театр и искусство» (1897-1918); издавала журнал артистка З. В. Холмская. «Еженедельная русская музыкальная газета» (1894 - 1918), помещавшая множество рисунков, портретов, автографов, нот, была наиболее устойчивым и авторитетным органом в мире музыки. Издателем и редактором газеты бессменно трудился выдающийся русский и советский музыковед Н. Ф. Финдейзен. Постоянно, с любовью и пониманием отмечал этот орган юбилеи русских и зарубежных музыкальных деятелей (Верстовского, Чайковского, Римского-Корсакова, Глазунова, Ф. Листа); в газете имелся особый отдел «Глинкиана». Выпуски сборника Финдейзена «Музыкальная старина» (1903-1911) опубликовали много ценных материалов и источников из прошлого театра и музыки. 

Категория: История | Добавил: (28.05.2016)
Просмотров: 1218 | Рейтинг: 0.0/0