Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora
Главная » Статьи » История

Новое в темпе и укладе жизни
 Крылатое суждение «девятнадцатый век был веком пара, двадцатый - век электричества» возникло на рубеже прошлого и нынешнего столетия. Действительно, людям, жившим в начале нашего века, приходилось постоянно встречаться со все возрастающим количеством различных технических новшеств, связанных с электроэнергией. Ширившимся потоком они внедрялись в жизнь, меняя ее сложившийся, привычный уклад. Электричество начало входить в быт. Вместе с тем разительно менялся самый ритм течения жизни. Иным становился весь облик огромной страны. 

 Глубинными основами этих перемен являлись развитие хозяйства, капиталистическая индустриализация экономики, распространение машинного производства и товарно-денежных отношений, возрастание роли городов в общественно-хозяйственной и культурной жизни России. 

 Известно, что соха и цеп, водяная мельница и ручной ткацкий станок дожили в нашей стране до Октября. Но все же в условиях империализма плуг, молотилка, паровая мельница, паровой ткацкий станок стали определяющими для хозяйства России. В сельском хозяйстве страны появились локомобили. Заготовка и переработка сельскохозяйственных продуктов в продовольственные товары и промышленные изделия стали осуществляться в массовом масштабе на базе ширившегося машинного производства.

 Были построены первые электрические станции в городах. В Петербурге и Москве, а также в некоторых провинциальных городах появились электрические городские железные дороги (трамваи). Газовое и керосиновое освещение в этих городах постепенно вытеснялось электрическим. Электротехника достигла крупных успехов. В 1891 г. на электрической выставке во Франкфурте-на-Майне в Германии начала работать первая большая электропередача переменного тока. Построил ее русский инженер М. О. Доливо-Добровольский. В 1899 г. собрался Первый Всероссийский электротехнический съезд. Доклад Доливо-Добровольского на съезде заканчивался словами: «Трехфазный ток стал современным культурным фактором; благотворное влияние, которое оказывает электротехника на жизнь западных народов, не замедлит обнаружиться и у нас на Руси»*. 

 Не все, конечно, шло гладко и успешно. Электросварка, например, зародившаяся в России в 80 - 90-х гг. прошлого века, не распространилась на отечественных предприятиях. Косность чиновников, управляющих крупными металлургическими и военными предприятиями, консерватизм российских капиталистов-заводчиков задержали ее продвижение на родине. К началу нашего века электросварка применялась примерно уже на сотне заводов за пределами нашей страны. В России же ее практиковали не более чем на десяти предприятиях. Далее и вовсе от нее отказались. Только в советское время электросварка получила развитие в нашей стране. 

 Возникли и начали входить в быт новые средства сообщения и связи - автомобили, аэропланы. На городских улицах появились необыкновенные новинки - автомобили. Это были машины иностранного производства: российские капиталисты, царский двор и великие князья платили за них большие деньги. В годы первой мировой войны были сделаны первые робкие шаги по производству отечественных автомобилей. Однако до революции это новое дело далеко не пошло. И все же новинка - автомобиль - вступал в общественное сознание, образ его встречается в русской поэзии: Валерий Брюсов напечатал свой «Зов автомобиля» в 1917 г.; о технической новинке говорилось в стихотворениях И. Северянина, молодого Маяковского. 

 С начала нашего столетия в передовых странах мира начинало осваиваться летное дело. Оно начало успешно развиваться и в России. Научно-технические труды Н. Е. Жуковского и К. Э. Циолковского создали солидную теоретическую базу для русской авиации. Строились первые аэродинамические трубы (в 1902 г. в Московском университете), аэродинамические лаборатории (1908, 1910 гг.), возникали воздухоплавательные кружки (в Петербурге в 1908 г., в Киеве в 1908-1910 гг., в Москве в 1909 г.). В Петербурге был организован первый Всероссийский аэроклуб. 8 марта 1910 г. в Одессе летчик М. Н. Ефимов совершил первый в России полет на аэроплане иностранной конструкции. В июне 1910 г. в воздух поднялся аэроплан русской конструкции, построенный Я. М. Гаккелем. Месяцем ранее в Петербурге была проведена Первая русская неделя воздухоплавания (25 апреля - 2 мая 1910 г.). 

 Среди самых насущно важных фактов русской жизни 1911 г., фактов, в которых отражался и выражался «ритм того времени», Александр Блок отмечал новое широкое поветрие - увлечение авиацией, летным делом. В тот год, писал поэт, «была в особенной моде у нас авиация; все мы помним ряд красивых воздушных петель, полетов вниз головой, - падений и смертей талантливых и бездарных авиаторов»**. 

 Были созданы первые русские дирижабли: большой дирижабль «Кречет» (полет 30 июля 1910 г.); небольшие дирижабли «Голубь», «Кобчик», «Сокол» (1910 - 1911); очень крупные по тому времени дирижабли «Альбатрос» и «Гигант» (1913-1914). В России появились сверхмощные для тех лет самолеты с несколькими моторами: «Русский витязь», «Илья Муромец», совершивший первый рекордный полет Петербург - Киев и обратно, «Святогор». Почти одновременно возникли русские летающие лодки (гидросамолеты). Появился первый ранцевый парашют (в 1911), изобретенный Г. Е. Котельниковым. 

 Перемены наблюдались не только в повседневной, мирной жизни городов и сел Российской империи. Менее чем за пятнадцать лет (1904 - 1917) Россия пережила две большие войны (1904 - 1905 и 1914 - 1917). Новая техника существенно начала изменять психологию собственно военных людей, а равно и всего населения, втягивавшегося в ход военных действий. Чрезвычайное развитие мощности артиллерийского огня, появление пулеметов (в отечественной истории со времени Русско-японской войны 1904 - 1905 гг.), применение ядовитых газов (первая в мировой истории газобаллонная атака 22 апреля 1915 г.) и других химических средств, а в связи с этим и развитие защитных мер и приспособлений против военно-химической опасности - таковы главные новые явления в сухопутном военном деле. 

 Веками войны и военные действия развертывались на суше, отчасти на воде. Теперь небо и подводные глубины также стали ареной военных действий. Авиация начала применяться в военных силах России с начала первой мировой войны. Но еще за год до нее военный летчик, поручик П. Н. Нестеров 27 августа (9 сентября) 1913 г. впервые в истории человечества, сделал на высоте 600 м «мертвую петлю», т. е. описал полный круг в вертикальной плоскости, после чего спланировал к ангарам. Петля Нестерова положила начало высшему пилотажу в летном деле. 

 Многое изменилось на море: война проникла под воду. Зачинателем русского подводного флота явился профессор Военно-Морской академии И. Г. Бубнов, создатель подводной лодки «Дельфин». Уже в 1905 г. вышли в свет первые русские книги о подводном деле (Д. А. Голов, Н. И. Адамович). 

 С 1897 г. А. С. Попов ставил опыты и сумел осуществить на практике радиосвязь между берегом и отдаленным от него кораблем, между кораблями в открытом море. Радио находило применение в военном деле.

 Все эти новшества существенно начали изменять характер войн, поведение и психологию людей, многие устоявшиеся понятия. Изменялось обычное представление о фронте и тыле. С применением авиации даже глубокий тыл становился досягаем для врага. 

 В начале века появились первые русские города более чем с миллионным населением. В Петербурге к январю 1914 г. проживало свыше 2 млн. человек, в Москве без малого 1 800 тыс. Большими городами стали Рига, Киев, Одесса, Ташкент, Тифлис. При первенствующем положении в общественном быте и культурной жизни этих городов русского элемента они стали заметно приобретать значение национальных и экономических центров Латвии, Украины, Туркестана, Грузии. Большим капиталистическим городом, центром нефтяных королей и рабочих-нефтяников становился Баку. Из былого захудалого городка Минск вырастал в городское средоточие Белоруссии. Томск стал культурным центром Сибири. 

 Богатые особняки купцов и заводчиков, пышные здания в стиле модерн, большие эффектные магазины, обилие пестрой крикливой рекламы, благоустроенные кварталы с водопроводом, канализацией, телефонами, хорошим уличным освещением были характерны для буржуазных центров таких городов. В старой, центральной части городов были сосредоточены театры, музеи, библиотеки, музыкальные залы. С весны 1896 г. сначала в Петербурге и Москве, а затем и в других крупных городах (1903 - 1904) появился кинематограф. «Электро-театры» под завлекательными вывесками «Мираж», «Иллюзион», «Грезы», «Чары», «Волшебные грезы» были предшественниками наших кинотеатров. К 1913 г. в городах России насчитывалось более 1 400 кинотеатров***. Кино напористо вторгалось в новый быт городской России. Наблюдательный А. С. Серафимович писал о явлении, вполне характерном уже для 1912 г.: «Пройдитесь вечером по улицам столиц, больших губернских городов, уездных городишек, больших сел и посадов, и везде на улицах с одиноко мерцающими керосиновыми фонарями вы встретите одно и то же: вход, освещенный фонариками, и у входа толпу, ждущих очереди - кинематограф»****. 

 С конца 90-х гг. большой популярностью стал пользоваться граммофон. Сначала он был любимым музыкальным развлечением среднебуржуазных городских слоев населения. Но вскоре звуки граммофона услышала и деревня. Яркие, аляповато окрашенные рупоры граммофонов появились в окнах деревенских богатеев, в сельских трактирах. 

 Непременным органическим контрастом городским центрам крупных капиталистических городов того времени являлись фабрики, заводы, железнодорожные мастерские, вокзалы, бойни, склады. Перенаселенные, скученные, прокопченные дымом рабочие районы с угрюмыми, обычно красно-кирпичными казармами-общежитиями, с бесконечными грязными улочками деревянных трехоконных домишек стали характерными для российских городов. Здесь жил трудовой люд. Со средствами культуры здесь было не богато. Зато частенько мелькали кабаки. Однако кое-где появились, особенно после 1905 г., чайные, иногда чайные-читальни, где можно было попользоваться газетой. 

 Не следует забывать одно очень верное суждение В. И. Ленина: «Пятый год поднял жизненный уровень русского рабочего так, как в обыкновенное время не поднимается этот уровень за несколько десятилетий»*****. Повыше стали ставки заработной платы, появилось страхование рабочих, возникли профессиональные союзы, развивалась вопреки гнету цензуры и полицейским преследованиям рабочая печать. 

 Сильную и точную картину рабочей окраины дал в 1906 г. М. Горький в романе «Мать»: «Каждый день над рабочей слободкой, в дымном, масляном воздухе, дрожал и ревел фабричный гудок, и, послушные зову, из маленьких серых домов выбегали на улицу, точно испуганные тараканы, угрюмые люди, не успевшие освежить сном свои мускулы. В холодном сумраке они шли по немощеной улице к высоким каменным клеткам фабрики, она с равнодушной уверенностью ждала их, освещая грязную дорогу десятками жирных, квадратных глаз. Грязь чмокала под ногами. Раздавались хриплые восклицания сонных голосов, грубая ругань зло рвала воздух, а встречу людям плыли иные звуки - тяжелая возня машин, ворчание пара. Угрюмо и строго маячили высокие черные трубы, поднимаясь над слободкой, как толстые палки. 

 Вечером, когда садилось солнце и на стеклах домов устало блестели его красные лучи, - фабрика выкидывала людей из своих каменных недр, словно отработанный шлак, и они снова шли по улицам, закопченные, с,черными лицами, распространяя в воздухе липкий запах машинного масла, блестя голодными зубами». 

 Противостояние рабочего класса как ведущей революционной силы общества всему старому, отжившему и косному становилось все зримее. 

 Города России того времени - капиталистические города, где товарно-денежные отношения задавали тон общественной и личной жизни людей. Все было предметом купли и продажи. Типичным таким городом представлялся А. С. Серафимовичу Ростов-на-Дону, «город чистых буржуа», где «все покупается: любовь, дружба, знакомства, человеческие отношения». «Иного невозможно, впрочем, и ожидать, - заключал писатель, - раз вершителями судеб города является кучка буржуа чистой воды и раз все остальное население отодвинуто от общественного управления. Ростов-на-Дону является типом, портретом вообще русского города, только портретом неподкрашенным, голым». Напомним, что этот «портрет вообще русского города» относится к самому началу нашего века. Портрет был дан Серафимовичем в очерке «Золотой телец», входившем в «Заметки обо всем», печатавшиеся в 1902 - 1903 гг. в московской газете «Курьер». 

 Изо всех городов России особенно быстро преображались Петербург (Петроград с 1914 г.) и Москва. 

 Петербург в целом сохранял неизменным лицо европейской столицы России. Императорские и великокняжеские дворцы, дворцовые ансамбли знатнейших дворянских фамилий, связанных с царским двором и непосредственно участвовавших в управлении страной, здания центральных правительственных учреждений, гвардейских и иных казарм, торжественно-пышные храмы, давно и прочно вписавшиеся в обширные площади, памятники царям (Петру 1, Николаю 1, Екатерине 2, Павлу 1) составляли привычный вид Петербурга. 

 Однако новые черты проступали и в этом привычном виде. Один из огромных дворцовых ансамблей старинный Таврический дворец, переоборудованный для заседаний Государственной думы, стал, начиная с 1906 г., невиданным до того на Руси официальным средоточием общественно-политической жизни, местом страстных дебатов, зданием, за биением пульса жизни в котором следила вся страна. Нередко теперь к этому зданию направлялись по улицам города разные депутации и делегации. Внешний декорум парламентаризма поощрялся правящими верхами. 

 Посредине Невского проспекта, в центре Знаменской площади, открыт был новый памятник. Это был также памятник царю, Александру 3, но создан он был скульптором князем П. П. Трубецким в непривычной для Петербурга манере. 

 Очень быстро разрастались промышленные, рабочие окраины столицы России. Здесь появились новые для России культурные учреждения - Народные дома. Внутри густо населенных районов города оказались петербургские железнодорожные вокзалы. 

 Москва меняла свой облик быстрее. Многоэтажные доходные жилые дома, торговые здания, кинематографы появились на многих улицах старого центра города. В московских буржуазных новостройках преобладал стиль модерн. В стихотворении, написанном в 1909 г. Валерий Брюсов, исконный москвич, великолепно отразил перемены в облике родного города: «Я знал тебя, Москва, еще невзрачно-скромной». В самом центре города, перед Большим театром, во времена молодости поэта (Брюсов родился в 1873 г.) «лежал пустырь огромный», нечистый пруд реки Неглинной, полный уток, гремели балаганы, по улицам с мелодичным звоном тянулись двухэтажные конки; «миром скученных домов» припоминалась ему Москва конца прошлого века. 

Но изменилось все! Ты стала, в буйстве злобы, 
Все сокрушать, спеша очиститься от скверн, 
На месте флигельков восстали небоскребы, 
И всюду запестрел бесстыдный стиль - модерн
... 

 До конца прошлого века рост городов России шел вперед более или менее ровным поступательным шагом. Но за первые полтора десятилетия нашего века городское население России увеличилось на 8,6 млн. человек. В 1914 г. в городах империи насчитывалось почти 23,5 млн. жителей. Большие города из камня, кирпича, цемента, железа и стали росли гораздо быстрее малых. 

 Деревенская деревянная Русь уходила в прошлое. Все больше сельского люда отрывалось от занятия земледелием, переходило в промышленность, в торговлю, в города. Капиталистический торгово-промышленный город - город фабрик и заводов, банков и торговых домов, город рабочих, буржуа и интеллигентов - теснил уездную Россию. 

 Да и сама уездная, сельская, деревенская, крестьянская Россия, страна помещичьих усадеб, монастырей и церквей, уступала место индустриальной, городской, рабочей России. Помещичьи усадьбы доживали свои последние нерадостные годы. Дворянское «оскудение», о котором еще в 80-х гг. 19 в. свидетельствовал писатель Сергей Атава (С. Н. Терпигорев), в начале нашего века сменилось умиранием и вырождением «благороднейшего сословия» Российской империи. Крестьянское движение вытесняло усадебный быт. Немало помещичьих гнезд было спалено в одном только 1906 г. Весною и летом 1917 г. «красный петух» полетел по всей помещичьей земле. 

 Внешний облик и быт российской деревни также приобретали новые черты. Особенно быстро эти новые черты в сельской жизни вырисовывались в годы между двумя революциями 1905 и 1917 гг. Чаще встречались в сельской местности новые не помещичьи каменные постройки, жилые дома, крытые кровельным железом. Городской костюм, резиновая обувь, гармонь, а то и граммофон, порою швейная машина, а довольно часто и газета начали встречаться в селах и деревнях, особенно пригородных. Разумеется, все эти новинки были доступны более всего и ранее всего деревенским богатеям. 

 Образы и темы уездной России занимали еще в художественной литературе и искусстве довольно значительное место (уездный город в творчестве М. Горького, А. М. Ремизова, повесть Е. И. Замятина «Уездное», 1911) . Но их явно вытеснял образ безжалостного, мощного, машинного капиталистического города, и прежде всего города как средоточия кипучей общественной жизни, острых политических боев, непримиримых, до предела обнаженных и обостренных классовых антагонизмов, города, жизнь и борьба в котором зачинали и предрешали общенациональные судьбы всей страны. 

 Новый облик России, ее городов, сел и деревень, жизни и борьбы рабочих, крестьян, буржуазии, интеллигенции представал общественно-му сознанию в «Матери» М. Горького (1906) и в «Петербурге» А. Белого (1916), в повестях и рассказах А. Серафимовича, А. Куприна, И. Бунина, И. Шмелева, в стихах А. Блока, В. Брюсова, молодого С. Есенина, Д. Бедного, В. Маяковского. В стихотворении «Городу. Дифирамб» (1907) В. Брюсов писал: 

Царя властительно над долом, 
Огни вонзая в небосклон, 
Ты труб фабричных частоколом 
Неумолимо окружен. 
Стальной, кирпичный и стеклянный, 
Сетями проволок обвит, 
Ты - чарователь неустанный, 
Ты - неслабеющий магнит. 
Ты, хитроумный, ты, упрямый,
Дворцы из золота воздвиг, 
Поставил праздничные храмы 
Для женщин, для картин, для книг; 
Но сам скликаешь, непокорный, 
На штурм своих дворцов - орду, 
И шлешь вождей на митинг черный: 
Безумье, Гордость и Нужду!


 Новая Россия, рождающаяся и будущая, поэтически воспринималась А. Блоком как новая Америка. В стихотворении «Новая Америка» (1913) рисовались черты капиталистического преобразования привычного облика России: 

...Там чернеют фабричные трубы, 
Там заводские стонут гудки. 
Путь степной - без конца, без исхода, 
Степь, да ветер, да ветер,- и вдруг 
Многоярусный корпус завода, 
Города из рабочих лачуг... 
Черный уголь - подземный мессия, 
Черный уголь - здесь царь и жених, 
Но не страшен, невеста, Россия, 
Голос каменных песен твоих! 
Уголь стонет, и соль забелелась, 
И железная воет руда... 
То над степью пустой загорелась 
Мне Америки новой звезда!
 

 Как «уголь превращается в алмаз», так «Россия - в новую Америку», в новую, а не в старую Америку - настаивал поэт . 

 Важнейшей особенностью новой России начала нашего века, лучше сказать главной особенностью ее нового духовного облика, была необыкновенная, неслыханная тяга широчайших народных масс к просвещению, к свету, к знаниям.

-----------------
* Даниленский В. В. Русская техника. Л., 1948, с. 383.
** Блок А. А. Собр. соч. В 8-ми т. М.- Л., 1960, т. 3, с. 296 - 297.
*** Л е б е де в Н. А. Кинематограф в дореволюционной России. М., 1958, с. 14. 
**** Серафимович А. Машинное надвигается. - Сине-фоно, 1912, № 8, с. 9.
***** Ленин В. И. Стачечная борьба и заработная плата. - Полн. собр. соч., т. 22, с. 27.


Категория: История | Добавил: (23.05.2016)
Просмотров: 1307 | Рейтинг: 0.0/0