Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora
Главная » Статьи » История

Общественно-идейная жизнь и русская культура на рубеже двух веков
 Несколько десятков лет по их хронологической длительности время не столь уж большое. Историк привык иметь дело со столетиями, тысячелетиями, а то и десятками тысяч лет. Но исторически весомо не число лет или десятилетий, а значение совершившихся в эти годы событий и процессов. Современный мир признает, что именно Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 г. в России открыла собою новую эру в истории человечества. Без малого семь десятилетий советской власти и общенародных трудовых усилий преобразили нашу страну. Велики достижения в развитии культуры всех народов нашей страны, среди них и русского народа. 

 Что же непосредственно предшествовало этим достижениям? Какова была культурная жизнь России в последние два-три десятка лет перед Октябрем? Связана ли она в чем-то с современностью, с явью текущих дней? 

 Русская культура конца прошлого и начала нынешнего века - периода империализма и кануна Великого Октября - не только наш прошедший день, но и сегодняшний. 

 Идеи и заветы В. И. Ленина светят миру трудящегося человечества, открывают пути в будущее. Ленинизм - вершина культуры России начала нашего века. 

 Литература и искусство, художественная жизнь советского общества развиваются в русле демократических традиций и в духе социалистического реализма. Зарождался социалистический реализм в предреволюционной России. 

 Первыми в мире советские ученые, конструкторы и пилоты начали осваивать космос: С. П. Королев и Юрий Гагарин открыли в него дороги. А ведь применение ракет и реактивных приборов для полетов в пространства вселенной теоретически обосновал русский провинциальный учитель физики и математики К. Э. Циолковский на рубеже прошлого и нынешнего веков. Всего восемь десятилетий назад в мае 1903 г. петербургский журнал «Научное обозрение» предложил читателям статью Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Заметим, кстати, русские марксисты, и среди них Владимир Ильин (В. И. Ленин), печатались в этом же журнале. 

 Культура России начала нынешнего века - это для историка недавнее прошлое. Идейные бои марксистов против пессимизма и упадочнических настроений в литературе и искусстве, походы против ренегатства за социальный оптимизм, за научно обоснованную убежденность в способности человеческого общества к совершенствованию - идейные бои начала нашего века - живы и поучительны сейчас. Мало того, идеологическая борьба нашего советского мировоззрения с противниками прогресса приняла воистину глобальный характер. 

 Что определяло содержание, характер и темп культурной жизни России на рубеже прошлого и нашего столетий?

 Общественные настроения, идейные течения, обычаи, быт и нравы, просвещение и образование, печать, научные искания и труды, искусство - словом, культуру общества во всем многообразии ее проявлений можно правильно представлять только при ясном понимании главных движущих сил и процессов данного общества в данное время. 

 Главным, всеопределяющим фактором отечественного исторического процесса в начале нашего века стала революция. Из области отдаленных чаяний и надежд для одних, из непонятного, устрашающего «жупела» для других она стала всеобьемлющим, могучим и повседневным фактом российской действительности. Все народы России, народы разного уровня развития, все люди, жившие в России, - и те, которые хотели революции и боролись за нее, и те, кого она пугала, кто ее травил и преследовал, - все ощутили, в той или иной степени, что нет никого, кто мог бы быть вне ее, что все они уже в революции. 

 Первая русская революция, направленная против самодержавия и остатков крепостничества в экономическом, социальном и политическом строе, шествовала по стране в годы уже сложившегося в мире империализма. Монополистический капитализм относительно быстрыми темпами развивался и в России в конце 19 - начале 20 в. 

 Еще к началу возникновения империализма центр международного революционного движения переместился на восток Европы, в Россию. Русская буржуазно-демократическая революция 1905 - 1907 гг., и побеждая, и отступая, на глазах у всего мира превращалась в первую буржуазно-демократическую революцию эпохи империализма. 

 Яснее, зримее вырисовывались реальные возможности перерастания такой революции в таких условиях в пролетарскую социалистическую революцию. События российской революции становились как бы фактами собственной жизни для народов всей Европы и Америки, для Китая, Персии и Турции. 

 Такое ощущение событий российской революции как событий своей национальной истории, своей личной судьбы выражали рабочие, революционеры, передовые студенты, ученые, писатели Франции, Англии, Германии, Италии, Соединенных Штатов Америки, Японии, Индии, Китая. Так воспринимались эти события передовыми немецкими социал-демократами, французскими и итальянскими социалистами, американскими рабочими. Так ощущались эти события Августом Бебелем, Карлом Либкнехтом, Полем Лафаргом, Жаном Жоресом, Бернардом Шоу, Джеком Лондоном, Анатолем Франсом, Рабиндранатом Тагором, Сунь Ятсеном, Д. Благоевым, В. Коларовым, людьми разных континентов, стран, культур, языков и мировоззрений. Революционные события в России в 1905 и 1917 гг. затрагивали их всех, укрепляли в них надежды на лучшее будущее человечества. 

 Социализм из области утопий и мечтаний становился грядущей реальностью России. В середине 90-х гг. в России началось соединение рабочего движения и теории научного социализма. Буржуазная по своему объективному содержанию революция пятого года оказалась первой народной революцией эпохи империализма, пролетарской по приемам и средствам борьбы. Государственно-историческое творчество народных масс создало в ходе революции пятого года Советы - органы власти, прообраз основы общественно-государственного строя Советского Союза. Ее опытом массовая, политическая стачка и вооруженное восстание были снова утверждены в глазах трудящегося человечества как главные действенные и победоносные формы борьбы против эксплуататорских классов и государств. «Без «генеральной репетиции» 1905 года победа Октябрьской революции 1917 года была бы невозможна»*. 

 События второй русской буржуазно-демократической революции в феврале - марте 1917 г. явились прямым преддверием Октября. Было уничтожено самодержавие. Мало того, начала рассыпаться вся гражданская и военная, светская и духовная общественно-государственная система. Российский пролетариат во главе трудового народа готовился под руководством большевиков к решительному натиску на капитализм. 

 Победоносная революция освобождала строительную площадку для нового. Она вершила дело очищения, опрокидывала и сметала остатки прошлого. Одновременно революция созидала новые формы власти, организации хозяйства, подлинной народной (не буржуазной) демократии, приобщала к общественно-политическому действию десятки и сотни миллионов людей. 

 Царская, капиталистическая и помещичья Россия погибала. Свободная, народная, будущая социалистическая Россия рождалась. Классы, группы, профессии, державшиеся за царскую, помещичью, буржуазную Россию, тесно с нею связанные, теряли свое единство, положение, собственность, буквально утрачивали почву под ногами. Возникавшая новая власть вначале была слаба, не имела еще прочной опоры внутри, не легко, не сразу получала признание извне, на международной арене. 

 Естественно и закономерно, что в условиях перемен, смещений, катаклизма общественного и духовного, тема крушения, гибели заняла видное место в общественном сознании уходивших со сцены господствующих социальных слоев предреволюционной России. Настроения неуверенности, чувство страха перед событиями, которые люди этих слоев часто не понимали, порождали уныние. 

 Для народных масс, поднявшихся на борьбу за хлеб и свободу, за мир на Земле, те же явления были «откровением в грозе и буре». Надежда на лучшее будущее, понимание того, что такое будущее не придет само по себе, желание бороться за него, настроения бодрые, уверенность в своих крепнущих силах преобладали в народных массах. Заметим, что это были два разных восприятия и осознания одних процессов и событий. Эти классово-политически и культурно-исторически различные, взаимно и непримиримо противостоящие восприятия и осознания в конечном итоге генетически восходили одно - к культуре буржуазной, а во многом еще черносотенной и клерикальной, как писал В. И. Ленин за четыре года до Великого Октября, другое - к демократическим и социалистическим элементам русской национальной культуры**. 

 В многонациональной России эти два разных классово-политических осмысления быстро изменявшейся действительности (действительности созидаемой и действительности гибнущей) в конкретном их воплощении в общественно-культурной жизни приобретали множество национальных разновидностей. Крепнущее национально-освободительное движение народов России, с одной стороны, появление разных оттенков национализма (великодержавно-шовинистического, буржуазного, феодального, клерикального) - с другой были характерны для России тех десятилетий. Важнейшим фактором общественно-культурной жизни предоктябрьского десятилетия являлось вызревание идей пролетарского интернационализма.

-----------------
* Ленин В. И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме. - Полн. собр. соч., т. 41, с. 9 - 10.
** См.: Ленин В. И. Критические заметки по национальному вопросу. - Полн. собр. соч., т. 24, с. 120 - 121.

Категория: История | Добавил: (22.05.2016)
Просмотров: 950 | Рейтинг: 0.0/0