Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora
Главная » Статьи » История

Рабочие просветительские общества и рабочие курсы
 Рабочие просветительские общества и рабочие курсы, обыкновенно тесно связанные с такими обществами, были зачатками нового образования. Такие общества возникали преимущественно в столицах в годы первой революции (юридической основой для них послужил закон 4 марта 1906 г. об обществах и союзах). В одном Петербурге к 1908 г. насчитывалось 13 таких обществ - «Просвещение», «Луч», «Свет», «Некрасовское общество образования», Обуховское общество «Знание - свет», «Наука и жизнь», «Общество образования Выборгской стороны» и другие. За один год только в обществе «Просвещение» было прочитано 82 лекции по общественным вопросам, 33 лекции по литературе, 28 лекций по естествознанию. Лекции эти посетили 9 395 слушателей. То же общество устраивало, кроме того, музыкальные вечера и экскурсии в музеи и на выставки*. 

 В первый год нашего века начали действовать Харьковские курсы для рабочих. Своим учреждением они обязаны почину местных заводских рабочих и демократических интеллигентов. Председателем совета курсов был избран крупный ученый-географ и ботаник профессор А. Н. Краснов. Слушатели - главным образом рабочие, занятые физическим трудом, мужчины в возрасте от 16 до 45 лет и старше слесари, токари, столяры, портные; по сословной принадлежности все больше - крестьяне и мещане. С 1906 г. появились слушательницы, их пришло сразу без малого 200 человек. Занятия проводились по воскресеньям и в будни по вечерам. Преподавателей и посетителей поражала колоссальная энергия слушателей, их целеустремленная воля к знаниям. 

 Всероссийскую известность получили Пречистенские рабочие курсы в Москве. Они выросли из скромных «вечерних классов для рабочих», открытых в 1897 г. С апреля 1917 г. по решению общего собрания слушателей и преподавателей курсы стали именоваться «Пречистенскими рабочими социалистическими курсами». В 1921 г. они были преобразованы в первый рабфак в Советской России. 

 Начав с вечерних классов, Пречистенские курсы вскоре приобрели характер серьезного и влиятельного народного университета. Три отделения курсов назывались низшей, средней и высшей школой. Число слушателей в лучшие годы доходило до полутора тысяч человек. До двухсот преподавателей трудились на курсах. Среди них крупнейшие ученые - И. М. Сеченов, М. Н. Шатерников, А. Н. Реформатский. Преподавали на курсах люди, имена которых через несколько десятилетий прочно и заслуженно вошли в историю советской науки и культуры: В. П. Волгин, В. И. Пичета, В. П. Потемкин, Н. Н. Полянский, М. Н. Ковалевский, В. Н. Бочкарев. 

 На Пречистенских курсах знакомили московских рабочих с искусством - театром, скульптурой, живописью, музыкой. Там учили и воспитывали скульптор А. С. Голубкина, артисты и режиссеры Е. Б. Вахтангов, А. Д. Дикий, А. А. Бренко; перед рабочей аудиторией выступали в концертах музыканты А. Б. Гольденвейзер, Д. С. Шор, К. Н. Игумнов, певец Л. В. Собинов. Хор слушателей-рабочих с успехом пел в такой сложной вещи мировой музыкальной классики, как оратория Гайдна «Времена года». 

 Работы слушателей курсов, занимавшихся в классах рисования,- картины, рисунки, карикатуры показывались на выставках. В рецензиях художественных критиков и в печати классы рисования Пречистенских курсов сочувственно именовались «Народной академией художеств». 

 Радостным событием явилась постановка одноактных пьес Чехова силами слушателей под руководством актера Художественного театра А. Д. Дикого. «Требование идейности в искусстве было неотъемлемой, естественной традицией рабочих курсов», - вспоминала одна из преподавательниц. И это естественно и понятно - недаром среди дорогих гостей бывали на курсах И. Репин и М. Горький. 

 Московский комитет РСДРП (б) признавал большое культурно-просветительское значение деятельности курсов. Большевики использовали их и для революционной пропаганды, вели среди слушателей легальную и нелегальную работу (И. И. Скворцов-Степанов, Р. С. Землячка, «Марат» - В. Л. Шанцер, В. М. Фриче). Из слушателей курсов вышли многие советские культурные деятели: историк А. В. Шестаков, художник Г. Г. Ряжский, артист Н. П. Телешев, писатель С. Д. Фомин. 

 Подобными же, хотя и менее крупными культурными очагами молодой рабочей демократии в Москве, были рабочие курсы и школы Бутырские, Дорогомиловские, Пресненские, при фабрике Таль, при фабрике Цинделя и др. 

 Зимою 1904 - 1905 гг. в Москве зародилась народная консерватория. 

 Все подобные начинания, а их было довольно много, являлись поисками новых, более доступных для трудящихся путей к образованию, к культуре и свету. 

 Новой распространенной формой комплексной организации культурно-просветительской работы стали с 90-х гг. так называемые Народные дома. Устроенные по типу клубов, они соединяли в себе обыкновенно библиотеку, читальню, вечерние курсы для взрослых. В них проводились лекции, чтения, спектакли, концерты. Народные дома создавались, как правило, на частные пожертвования. Некоторые из них приобрели широкую известность, например, Лиговский Народный дом графини С. В. Паниной в Петербурге, Народный дом Харьковского общества грамотности, Народный дом в Нижнем Новгороде, устроенный при активном участии М. Горького, С. Т. Морозова, Ф. И. Шаляпина, К. С. Станиславского.

 В народных университетах, на рабочих курсах, в рабочих просветительских обществах, в народной консерватории во весь рост, властно и требовательно входили в культуру люди пролетарской демократии, связанной с революционной и социалистической идеологией. Люди, жаждавшие знаний, видевшие в науке и технике источники для утоления своих духовных запросов. Социальный оптимизм, бодрость, упорство в преодолении трудностей были им органически присущи. «Трудно и даже невозможно жить без знаний», -  отвечало большинство слушателей Харьковских рабочих курсов на вопрос анкетного листка «что вас побудило поступить на курсы?». 

 Как видно из всех разнообразных фактов и материалов, организационные центры нового просвещения и образования, основанные на началах общественности, коллективизма, выборности и представительства, зарождались и в центре, и на местах, собственно в Европейской России, и в Сибири, и на Украине, и в Азербайджане. Это были зримые, насущно важные демократические элементы культуры. Для их свободного развития и движения к социалистической культуре, разумеется, необходима была победа народной революции. 

 Только эта победа могла обеспечить подлинное образование для масс трудящегося населения России.

-------------------
* Хейсин М. Л. Общества самообразования среди рабочих и как их организовать. СПб., 1908, с. 30 - 32.

Категория: История | Добавил: (26.05.2016)
Просмотров: 977 | Рейтинг: 0.0/0