Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora
Главная » Статьи » История

Состояние народного образования в стране
 Организация образования в России в конце 19 - начале 20 в. была делом многоведомственным. Основная масса школ находилась в ведении Министерства народного просвещения. Но свои образовательные учреждения имели министерства юстиции, военное, морское, путей сообщения и другие; синод ведал своими школами. На посту министра народного просвещения за двадцать с небольшим лет (с 1895 до 1917 г.) сменилось четырнадцать сановников. Из них более известными (в большинстве своем печально известными в судьбах русского образования) были И. Д. Делянов (1882 - 1897), Н. П. Боголепов (1898 - 1901), генерал П. С. Ванновский (1901 - 1902), А. Н. Шварц (1908 - 1910), Л. А. Кассо (1910-1914). Последние двое особенно отличились в годы реакции после первой русской революции. Частая смена министров уже сама по себе свидетельствовала о неблагополучии в деле государственного управления образованием. 

 Министр просвещения имел помощника (называвшегося товарищем министра). При министре состоял также особый совет. Рассмотрением и рекомендацией учебных руководств и пособий занимался Ученый комитет министерства. 

 Территория страны делилась на 15 учебных округов: С.-Петербургский, Московский, Казанский, Оренбургский, Харьковский, Одесский, Киевский, Виленский, Варшавский, Дерптский, Кавказский, округ Туркестанского края, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, округ Приамурского края. Во главе округов стояли правительственные чиновники - попечители учебных округов. 

 Практическое руководство делом общего начального образования принадлежало губернским и уездным училищным советам, просуществовавшим до марта 1917 г., когда они были ликвидированы. В такие советы входили, наряду с инспектором народных училищ, чиновники Министерства народного просвещения, внутренних дел, синода, других ведомств, имевших свои учебные заведения. Входили в них (занимая, впрочем, очень скромное положение) также представители земств и городских дум, поскольку земским учреждениям принадлежали многочисленные начальные училища; городские управы также имели свои низшие школы. Существовали, кроме того (почти исключительно в городах), частные учебные заведения. Училищные советы возглавлялись предводителями дворянства - людьми, с точки зрения царских властей, вполне благонадежными. 

 Помимо этих советов, опекавших общее начальное образование, при синоде действовал учебный училищный совет, ведавший церковно-приходскими школами. В таких школах главную роль играли священники и другие приходские духовные лица.

 Характеризуя общую систему руководящих органов образования, нужно помнить, что самодержавное государство выступало рука об руку с церковью, во главе которой находился синод. В стране имелись четыре православные духовные академии, одна римско-католическая и одна армяно-грегорианская. Среднюю ступень духовно-учебных заведений составляли духовные семинарии, готовившие священнослужителей; низшей ступенью являлись духовные училища. В 1908 - 1909 гг. в академиях училось 8~70 человек, в семинариях - 20 463, в духовных училищах - 30 765. Учащиеся духовных семинарий и училищ по окончании образования и получении духовного сана очень часто становились учителями в церковно-приходских школах. 

 Выразительные общие показатели состояния просвещения и культурного уровня в России в самом конце 19 в. содержит первая всероссийская перепись населения, проведенная в 1897 г., согласно которой общее количество населения страны было определено почти в 126 млн. человек. Из них постоянным педагогическим трудом занято было около 171 тыс. человек. Занятых книжной торговлей числилось 5 008 человек. Общее число ученых и литераторов перепись определяла в 3296 человек, артистов и художников в стране насчитывалось 18 254 человека. Учебных заведений, выпускавших врачей, было всего 9, общее число врачей в России определялось в 16 400 врачей-мужчин и около 580 врачей-женщин. На каждые 100 тыс. человек населения России приходилось в среднем едва-едва по 8,4 врача. Переписью было зарегистрировано только 28% грамотного населения России старше девяти лет. Грамотные мужчины составляли 39%, тогда как грамотные женщины только 17%. Процент грамотных среди населения старше девятилетнего возраста к 1917 г. несколько возрос. Ко времени свержения царизма Россия продолжала остро нуждаться в средствах образования, в образованных кадрах, просто в грамотных людях. Из-за нехватки школ и учителей очень много детей школьного возраста просто не могли попасть в школы. В 1910 г. отказано было почти миллиону детей, родители которых желали отдать их в начальные школы. 

 Общий образовательный уровень массы населения вплоть до Октябрьской социалистической революции оставался невысоким. Особенно отставал он в сельских местностях и в большинстве национальных районов. Среди женщин грамотных было по-прежнему намного меньше, чем среди мужчин. 

 По данным, собранным ко 2 съезду деятелей по техническому и профессиональному образованию, существовали такие местности, где «одна школа приходится на 20 тысяч жителей и число учащихся равно только 0,26% всего населения... Средним числом даже в земских губерниях одна школа приходится на 3 тысячи жителей, а число учащихся составляет только 2,6%, населения; в Северо-Западном крае одна школа приходится на 5 тысяч жителей, а процентное отношение учащихся к населению выражается цифрой 1,22%. На Кавказе и в Сибири это отношение еще неблагоприятнее, а во всей России одна начальная школа приходится на 3497 жителей, в школах же обучается только 2,11% всего населения». 

 Конечно, общее число школ и численность учащихся в предреволюционный период увеличивались гораздо быстрее, чем во второй половине 19 в. Только в начальных школах министерства народного просвещения училось в 1900 г. 2 592,6 тыс. человек, в 1914 г. 5 942,1 тыс. В ведении того же министерства в 1896 г. было 898 средних учебных заведений (гимназий), к 1915 г. их число выросло до 1798. Выросло в сопоставлении с концом 19 в., и весьма значительно выросло, количество земских начальных училищ; в 1894 г. их числилось 13 146, через десять лет, в 1904 г., уже 20 720, а спустя еще десятилетие, в 1914 г., уже 28 200. Рост налицо. Но этот рост совсем не соответствовал реальным потребностям, не находился в сколько-либо уравновешенном соотношении с числом детей, нуждавшихся в образовании и лишенных элементарных возможностей для его приобретения. 

 В. И. Ленин имел глубокие основания для того, чтобы в проекте речи, написанной для выступления большевистского депутата в 4 Государственной думе, утверждать: 

 «Итак, детей в школьном возрасте 22%, а учащихся 4,7%, то есть почти впятеро меньше!! Это значит, что около четырех пятых детей и подростков в России лишено народного образования!! 

 Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, - такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России... 

 Четыре пятых молодого поколения осуждены на безграмотность крепостническим государственным устройством России. Этому отупению народа помещичьею властью соответствует безграмотность в России. Тот же правительственный «Ежегодник России» считает, ...что в России грамотных всего 21% населения, а за вычетом (из населения) детей дошкольного возраста, т. е. детей до 9 лет, всего 27%». 

 Слова В. И. Ленина звучали грозным обвинением всему самодержавному строю: «...нет более злого, более непримиримого врага просвещения народа в России, чем российское правительство». Эти мысли и слова В. И. Ленина прозвучали на всю Россию в речи, произнесенной 4 июня 1913 г. А. Е. Бадаевым в заседании Государственной думы. Стоит заметить, что Бадаев выступал в Думе как депутат, избранный от рабочих Петербурга и Петербургской губернии. Это был голос рабочих в защиту народного образования. Правда произнесенной им речи колола глаза, коробила слух властей. Оратору не дали ее закончить. Председательствующий лишил его слова за выражение: «Не заслуживает ли это правительство, чтобы народ его выгнал?» Прошло четыре года народ-таки выгнал это правительство, а заодно изгнал навсегда монархию из России. 

 Низшее образование. Наряду с Министерством народного просвещения начальным образованием ведали земства и церковь. Лучше всего преподавание было организовано в земских школах. Деятельность земств по устройству школ, народных библиотек, читален, книжных складов и других культурных начинаний на местах особенно развернулась с 90-х гг. Деятельность была направлена и на устройство школ, и на обеспечение их всем необходимым, и на совершенствование учебной работы. При большинстве земств были созданы специальные комиссии и отделения, занимавшиеся вопросами народного образования. В 90-х - начале 900-х гг. земства многих губерний Европейской России ставили вопрос о введении всеобщего обучения. Но - царское правительство недоверчиво относилось к земствам и всячески тормозило и ограничивало их деятельность в деле народного образования. 

 Большинство земских начальных школ было рассчитано на трехлетний срок обучения, в остальных обучение продолжалось четыре года. Учебные пособия, как и самое обучение, были бесплатными. Старательно учили чтению и письму, арифметике; учащиеся получали начальные сведения по естествознанию, географии, истории родной страны. Преподавался, конечно, и «закон божий», однако в земских школах внедрение этого «закона» осуществлялось значительно мягче, нежели в церковно-приходских учебных заведениях. Стоит заметить, что начальные училища Министерства народного просвещения значительно уступали земским школам. 

 Самым распространенным типом низших народных школ были церковно-приходские, находившиеся в руках духовенства. Это были школы или одноклассные (с двухлетним сроком обучения), или двухклассные (с четырехлетним сроком). В одноклассных преподавание ограничивалось «законом божиим», церковным пением, чтением, письмом и самыми начальными сведениями по арифметике. В двухклассных к этим предметам добавлялись сведения по церковной и русской истории. В начале ХХ в. преподавание было несколько расширено и срок обучения возрос в одноклассных до трех лет, в двухклассных до пяти. Главное внимание в церковно-приходских школах уделялось воспитанию учеников в духе религиозного благочестия и покорности царским властям. Правительство поддерживало церковно-приходские школы и отпускало на них большие средства. Расходы казны на церковно-приходские школы в десять раз превышали затраты на начальные школы Министерства народного просвещения. В 1905 г. в России имелось 42696 таких школ, что составляло 46,5% по отношению к общему числу начальных школ в стране. 

 Однако ставка правительства на церковно-приходские школы, как основные низшие народные школы не оправдалась. Примерно до середины 90-х гг. церковно-приходские школы в своем росте шли значительно впереди светских - земских и городских начальных школ. В дальнейшем картина изменялась в одном направлении: увеличение числа церковно-приходских школ почти прекратилось в десятилетие, предшествовавшее первой русской революции. В годы же самой революции и в десятилетие 1907 - 1917 гг. наблюдалось явное и повсеместное оскудение и запустение церковно-приходского образования. Множество родителей забирали своих детей из церковно-приходских школ. Священник-учитель стал в это время фигурой, утратившей популярность и общественное доверие не только в городе, но и в деревне. 

 Кроме церковно-приходских школ и обычных начальных народных училищ Министерства народного просвещения, существовали учебные заведения несколько повышенного типа. Таковы были двухклассные начальные училища (с пяти- и шестилетним сроком обучения) и городские училища с шестилетним сроком (для детей ремесленников, служащих, мелкой буржуазии). В 1912 г. их преобразовали в высшие начальные училища. То тут, то там по деревням встречались и самые элементарные школы грамотности, где какой-нибудь дьячок или дьяконица, «не мудрствуя лукаво», передавали ребя-там, как умели, собственные - более чем скромные - познания. 

 Часть низших училищ имела профессиональный уклон. Такие училища предназначались для подготовки квалифицированных мастеров, ремесленников, промышленных и сельскохозяйственных рабочих. В конце 19 в. в России было 20 низших технических училищ, 22 ремесленных училища, 15 школ ремесленных учеников, 35 низших ремесленных школ, 66 прочих промышленных училищ, 6 горных школ, 158 железнодорожных училищ, 44 мореходных класса. Кроме того, существовали ремесленные отделения и классы при некоторых начальных училищах, а также сельские ремесленные учебные мастерские. Впрочем, их общее число не превышало 15.

Категория: История | Добавил: (24.05.2016)
Просмотров: 1042 | Рейтинг: 0.0/0