Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora
Главная » Статьи » История

Специальное педагогическое образование
 Общее состояние народного образования нельзя себе вполне представить без краткого очерка подготовки учительских кадров и педагогической печати. 

 Специальное педагогическое образование в стране было поставлено, можно сказать, неудовлетворительно. Преподаванием в школе разных ступеней занимались в большинстве случаев лица, окончившие общеобразовательные учебные заведения. Такие лица в массе своей не получали специальной педагогической подготовки или получали ее в минимальном, очень-очень скромном размере. Главным образом это были выпускники университетов, историко-филологических институтов, лицеев, гимназий, прогимназий, духовных семинарий, епархиальных училищ. 

 Круг специальных педагогических учебных заведений, по сути дела, ограничивался учительскими семинариями и учительскими институтами. Для своего времени это были неплохие учебные заведения, но их было явно недостаточно. Учительские семинарии с трехлетним или четырехлетним курсом обучения готовили учителей начальных школ. В 1917 г. в стране имелось свыше 170 таких семинарий, мужские среди них составляли не менее 145. Часть семинарий была устроена правительством, часть - земствами. Учителей для городских и уездных училищ готовили учительские институты. В 1894 г. их было всего 10, в начале 1917 г. - 47. В таких институтах в 900-е гг. учились около 4 тыс. человек. 

 В учительских институтах и в учительских семинариях плодотворно трудились видные представители педагогической науки. Во главе Петербургского педагогического института в конце 19 в. в течение двух десятилетий стоял выдающийся ученый-зоолог и педагог К. К. Сент-Илер, в прошлом сам преподававший в средних школах, составлявший учебники по зоологии. Директор Московского педагогического института М. И. Демков вместе с Сент-Илером деятельно участвовал в педагогической прессе. Его «История русской педагогики» долгое время служила одним из главных пособий в отечественном педагогическом образовании. 

 В деле педагогического образования в России в начале нашего века наметился определенный сдвиг, открылось несколько высших педагогических заведений. Создавались они, как правило, по общественной инициативе, на общественные средства. Самое их возникновение свидетельствовало о зачатках нового в сфере просвещения. 

 Первым из таких заведений был Женский педагогический институт в Петербурге, возникший в 1903 г. на базе педагогических женских курсов. Институт имел 4-годичное обучение. На двух его факультетах, словесно-историческом и физико-математическом, через десять лет после основания института, в 1913 г., числилось 1030 учащихся. Во главе института, поскольку он был казенным, в качестве директора поставлен был крупный историк, по политическим взглядам убежденный сторонник монархии, С. Ф. Платонов. 

 В 1908 г. в столице открылась Петербургская педагогическая академия с двухлетним курсом обучения, созданная общественной организацией - Лигой образования (см. о ней ниже). Слушателями ее были учителя, они приобретали здесь специальное педагогическое образование. 

 Пристальное, внимание педагогической подготовке учителей уделялось и в Московском народном университете им. А. Л. Шанявского (см. о нем далее). 

 В 1911 г. в Москве же был создан на средства действительного статского советника П. Г. Шелапутина Педагогический институт, впоследствии перешедший в ведение Министерства народного просвещения. При нем действовали гимназия и реальное училище имени П. и А. Шелапутиных. Уже после Великого Октября в 1919 г. на основе этого частного учебного заведения была учреждена Академия социального воспитания, позднее переименованная в Академию коммунистического воспитания имени Н. К. Крупской. 

 Дальнейшее и весьма интенсивное развитие получила на рубеже 19-20 вв. русская педагогическая периодика. Большим влиянием среди людей, интересовавшихся народным образованием, и прежде всего среди учителей, пользовался журнал «Русская школа», издававшийся в Петербурге в 1890 - 1917 гг. Это издание уделяло серьезное внимание теории и практике воспитания и обучения. В специальном отделе «История обучения и воспитания» журнал регулярно помещал статьи по истории русской и зарубежной школы, воспоминания и биографии выдающихся отечественных педагогов. В журнале участвовали ученые, педагоги и общественные деятели П. Ф. Лесгафт, И. И. Мечников, А. М. Калмыкова, В. П. Острогорский, Н. В. Чехов и др. Несколько статей поместила в нем Н. К. Крупская. В ее статьях отстаивалась идея о совместном обучении в школе мальчиков и девочек. Значительное распространение имел издававшийся в Москве «Педагогический листок» (1894 - 1918) - приложение к журналу «Детское чтение». Он разрабатывал преимущественно методические вопросы преподавания, особо подчеркивая важность принципа наглядности обучения. 

 Солидным педагогическим изданием широкого профиля был «Педагогический сборник» - орган главного управления военно-учебных заведений. Редактировали его известные педагоги А. Н. Острогорский и И. С. Симонов. Деятельно сотрудничали в журнале популярные педагоги-просветители Н. Ф. Бунаков, В. И. Водовозов, Н. Х. Вессель. Журнал ратовал за широкое общее образование, настойчиво выступал с критикой системы классического образования. 

 Один из самых лучших русских педагогических журналов «Вестник воспитания» (1890 - 1917) ставил своей задачей «воспитание и образование на основах научной педагогики, в духе общественности, демократизма и свободного развития личности». Вопросы физического воспитания детей, гигиены и вообще естествознания были хорошо представлены в этом издании. Значительное место отводил журнал для исторических материалов. 

 Ежемесячник «Свободное воспитание» (1907 - 1917) имел подзаголовок «орган реформы школьного и семейного образования и воспитания». Редактировал журнал известный педагог-просветитель и демократический книгоиздатель И. И. Горбунов-Посадов. В журнале часто выступали замечательные представители прогрессивной русской педагогической мысли Л. Н. Толстой, С. Т. Шацкий, Н. К. Крупская, Н. В. Чехов, К. Н. Вентцель (один из главных теоретиков и пропагандистов свободного воспитания). Именно педагог-энтузиаст С. Т. Шацкий вместе с московскими рабочими явился в 1905 - 1907 гг. строителем в Москве в переулке Вадковского дома, в котором сотни детей из московских рабочих трущоб стали заниматься в разных кружках, клубах, мастерских. Устроен был при доме и детский сад. Инициативу Шацкого поддержали представители передовой интеллигенции, собиравшие и жертвовавшие средства сперва на покупку нужных для. строительства дома материалов, потом на ведение самого дела. Сторонники нового начинания объединились в 1907 г. в общество «Детский труд и отдых». Позднее, в 1911 г., Шацкий наладил в Калужской губернии загородную школу-колонию «Бодрая жизнь» для детей московских рабочих. Уже после октября 1917 г. эту колонию преобразовали в «Первую опытную станцию по народному образованию», руководил ею Шацкий. 

 В этом относительно частном эпизоде, как и во многих других случаях, отчасти нами отмеченных, видны глубокие традиции советской русской культуры, преемственно исторически связанные с демократическими и социалистическими элементами предреволюционной русской культуры.

Категория: История | Добавил: (25.05.2016)
Просмотров: 560 | Рейтинг: 0.0/0