Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora
Главная » Статьи » История

Средняя школа
 Наиболее распространенными типами общеобразовательной средней школы в предреволюционной России являлись гимназии и реальные училища. 

 Гимназии были классическими: преобладающая роль в преподавании в них (особенно в мужских гимназиях) была отведена древним языкам - латинскому и греческому. В таких гимназиях учились преимущественно дети дворян и чиновников. Мужские гимназии были восьмиклассными, женские - семиклассными. В последних, т. е. в женских, правда, для желающих существовал также 8-й педагогический класс. 

 Восьмой класс женских гимназий практически готовил к педагогическому труду. Учащиеся девушки этого класса смотрели за младшими классами; а в некоторых гимназиях даже сами вели ежедневные уроки. Окончившие такой педагогический класс имели звание домашней учительницы или наставницы (воспитательницы). Эти классы в начале нашего века нередко становились двухгодичными, именовались педагогическими курсами. Они сыграли заметную роль в формировании кадров женщин-педагогов для русской школы. В таких классах (курсах) в 1911 г. обучалось уже до 16 тыс. человек. 

 Существовали учебные заведения гимназического типа с сокращенным сроком обучения - они назывались прогимназиями: мужские состояли из шести, женские - из трех классов. К 1906 г. всего в России имелось 236 гимназий (в том числе 19 частных) и 30 прогимназий, в которых учились 101 790 человек. К 1912 г. гимназий стало 417 (в том числе 105 частных), прогимназий - 63 (из них 33 частных). Число учащихся достигло 124 555 человек. Обращает на себя внимание большой рост гимназических учебных заведений в годы после первой русской революции. 

 По составу учащихся, несмотря на некоторую незначительную их демократизацию, особенно под влиянием революции 1905 г., в общем гимназии сохранили свою классово-сословную обособленность и остались вплоть до своего конца дворянско-бюрократическими школами, в массе готовившими чиновников. 

 Большую часть гимназий Министерства народного просвещения пронизывал дух казенщины и формализма в учебном процессе, особенно в дисциплинарно-воспитательном отношении. Учителя гимназии - сравнительно обеспеченные средние чиновники, стремившиеся к житейскому преуспеянию, как правило, были далеки, даже отчуждены, от учащейся молодежи. Правдивые образы таких учителей, замкнутых в мелких служебных и домашних интересах, создали в своих произведениях А. П. Чехов («Человек в футляре», «Орден», «Три сестры»), А. И. Куприн («На переломе», «Механическое правосудие»), Н. Г. Гарин-Михайловский («Гимназисты»), Е. Н. Чириков («Жизнь Тарханова. 1. Юность»), Федор Сологуб («Мелкий бес»). Выразительные портреты бездушных учителей-чинуш дал М. Горький во многих своих дореволюционных произведениях, и в особенности в «Жизни Клима Самгина» (учителя Томилин, Саверин, учитель истории с выразительным прозвищем Гнус и др.). Два образа гимназических чиновников-педагогов - чеховский учитель греческого языка Беликов и сологубовский учитель русского языка Передонов - доносчик и ретроград - породили в общественно-литературном обиходе даже целые понятия, приобретшие в силу своей распространенности в литературном и разговорном языке характер крылатых слов - «человек в футляре», «передоновщина». И «человек в футляре» Беликов, и гротескный Передонов стали, именами нарицательными. 

 Несправедливо было бы, однако, забыть о некоторых весьма немногих хороших гимназиях главным образом из числа частных учебных заведений. К ним, несомненно, принадлежали прославленная мужская гимназия одаренного педагога Л. И. Поливанова в Москве, женская, так называемая Стоюнинская, гимназия в Петербурге, обязанная своим названием замечательному русскому педагогу В. Я. Стоюнину. Встречались среди гимназических учителей и талантливые люди, преподававшие со знанием дела и любовью,- И. Ф. Анненский, М. Н. Коваленский, П. П.Мельгунов. 

 Голос революции дошел и до гимназистов. В 1905 - 1907 гг. забастовки стали повседневным явлением в жизни гимназий, да, можно сказать, и всех средних учебных заведений, не говоря уже о студенчестве. Учащиеся требовали перемен в школьном режиме, смягчения его. Собрание гимназистов в Туле в сентябре 1905 г. считало «неотложной необходимостью коренную реформу средней школы, при контроле общества, широкой гласности и свободе школьного дела». Мнение тульских гимназистов очень типично и выразительно для гимназического мира всей страны. 

 Всероссийское звучание в связи с запросом 44-х депутатов Государственной думы приобрел в конце 1912 г. вопрос об арестах и обысках среди учеников петербургской гимназии Витмер. Власти подозревали гимназистов в принадлежности к подпольному кружку «замученных средней школой» и учинили настоящий разгром. Четыре заседания (в связи с этим делом) 4 Государственная дума обсуждала общую крайне реакционную политику Кассо, тогдашнего министра народного просвещения. Министр всячески оправдывал действия гимназической администрации и полицейских властей. Однако объяснения его Дума сочла неудовлетворительными... 

 Весьма отличными от гимназий были возникшие позднее так называемые учреждения реального образования. Они также давали среднее образование, однако содержание преподавания, методы его, общий дух этих учреждений были более приспособлены к нуждам и запросам капиталистического города, промышленности и торговли. 

 Реальные училища имели ясно выраженное практическое назначение. Основное внимание в них уделялось естественным и точным наукам. Вместо древних языков здесь преподавались современные. Обучались в них главным образом дети купцов, зажиточных горожан. 

 Реальные училища имели шесть основных классов и 7-й дополнительный для тех, кто собирался пойти учиться дальше. В отличие от гимназий реальные училища не давали права поступления в университет. Но зато выпускники - «реалисты», как их звали в быту, - могли поступать в специальные институты технического и естественного профиля. Впрочем, в начале ХХ в. «реалистам» все же предоставили возможность продолжать образование на физико-математических и медицинских факультетах университетов. Однако и это послабление власти постарались, как смогли, затруднить: «реалист» мог поступить на эти факультеты лишь после сдачи им дополнительного экзамена по латыни. В 1913 г. Россия имела 276 реальных училищ, в них обучалось около 17 тыс. человек. В реальных училищах довольно полно преподавали естественные науки, слабо представленные в программах гимназий. Весьма расширенным в них был и курс математических знаний. 

 Особою разновидностью реальных училищ были так называемые коммерческие училища. В них можно было получить общее и специальное образование. Коммерческие училища имели семи- или восьмилетний курс обучения. Общеобразовательная подготовка в них была довольно высока. Училища эти принимали как мальчиков, так и девочек. В 1913 г. в России имелось 260 коммерческих училищ. Создавались они в основном на средства торговой и промышленной буржуазии. Крупное торговое купечество, отдельные лица и семьи, поднявшиеся издавна из преуспевающих купцов и заводчиков в дворянское сословие, еще с конца 18 в. проявляли интерес к развитию коммерческого образования. На пожертвование более чем в 200 тыс. рублей, отпущенное П. А. Демидовым, открыто было едва ли не самое первое в Европе коммерческое училище; сначала оно существовало при Воспитательном доме в Москве; позднее было переведено в Петербург. Обучение было восьмилетним. Принимали в училище детей с 10-летнего возраста, преимущественно из купеческого и мещанского сословий. Московское купечество собрало средства для устройства Московского коммерческого училища. В конце 19 - начале 20 в. оно под пышным названием Московской практической академии коммерческих наук являлось одним из наиболее представительных учебных заведений такого типа. Аналогичные коммерческие училища возникли в свое время на купеческие пожертвования в Одессе, Риге, Харькове. Помимо них, создавались и различные частные коммерческие, бухгалтерские, счетоводные курсы. Нельзя сказать, чтобы буржуазия не интересовалась подготовкой своих кадров для ведения текущих торгово-промышленных дел. 

 В системе специального технического образования средним учебным заведениям соответствовали промышленные, технические, железнодорожные, горные, судоходные землемерные, сельскохозяйственные, медицинские, художественные, театральные, музыкальные училища. К 1912 г. всех средних специальных училищ насчитывалось 289 с 63 780 учащимися.

Категория: История | Добавил: (24.05.2016)
Просмотров: 509 | Рейтинг: 0.0/0