Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora
Главная » Статьи » История

Техника и культура печати
 Искусство книги. Материальная первооснова печатного дела - бумага. В начале века значительно возросло отечественное производство бумаги всех сортов, в частности бумаги, годной для печати. В то же время все больше печатной бумаги поступало в Россию из-за рубежа. Она ввозилась в большом количестве (особенно лучшие, дорогие сорта) до вступления России в первую мировую войну.

 Важным для всего печатного дела страны было предприятие крупного акционерного общества, оборудованное универсальными словолитными машинами. Генетически оно восходило к заведению основателя русской словолитни О. И. Леману (первая его словолитня начала работать в 1854 г. в Петербурге). Фирма эта снабжала шрифтами, можно сказать, все типографии России. Владелец этой крупнейшей словолитни в России И. И. Леман явился официальным организатором первой в истории русской культуры специализированной выставки «Искусство в книге и плакате», открывшейся в Петербурге в 1911 г. Устройство такой тематической выставки само по себе свидетельствовало и о важности полиграфии, прежде всего художественной, и об общественном к ней интересе. Главное внимание на выставке направлено было на показ художественной стороны оформления книги (шрифт, бумага, титульный лист, обложка, переплет, иллюстрации, заглавные буквы, виньетки, заставки и пр.) и лучших образцов плаката. 

 Последний с конца 19 в. становился в России преуспевающим соперником традиционных лубочных картинок. Сперва плакаты применяли главным образом в целях торговой и промышленной рекламы, позднее броский и яркий театральный плакат заметно теснит обычные афиши. В начале ХХ в. плакаты стали широко использоваться для политической агитации. В годы первой мировой войны агитплакат получил большое распространение. Плакаты становились новою отраслью массового изобразительного искусства. Крупные художники рисовали плакаты. В 1897 г. в Петербурге действовала международная выставка плакатов; на ней, впрочем, русские плакаты занимали еще очень-очень скромное место. 

 Основная масса печатных предприятий России состояла по-прежнему из небольших, нередко просто полукустарных типографий, в которых весь производственный процесс основывался на ручном труде. До 100 тыс. рабочих трудились в полиграфических предприятиях России в 1913 г. В среднем на одну типографию приходилось 37 рабочих, менее трех печатных машин, на каждые 6 типографий - 1 наборная машина. Как видно, техническое оборудование массы типографий было, мягко говоря, небогатым. 

 Условия труда рабочих печатного дела были тяжелыми. Знаменитый русский ученый-гигиенист и медик Ф. Ф. Эрисман, отметив вредность для здоровья работы в типографиях начала ХХ в., тут же указывал: «В русских типографиях работа продолжается обыкновенно не менее 12 часов». Настойчиво писал Эрисман о вредности ночной работы типографских рабочих. Ученый считал, что она «должна быть по возможности уничтожена и в тех типографиях, в которых печатаются газеты. Для этого издателям газет следует приучать публику довольствоваться по утрам лишь краткими сведениями, для печатания которых требуется лишь весьма ограниченное число рабочих; главные же издания газет должны являться повсюду только к вечеру». Заметим, что, хотя с конца прошлого века число вечерних газет и возрастало, все-таки основная масса газетных изданий появлялась в утренние часы. 

 В условиях роста выпуска книг и периодических изданий формировались новые художественные и производственно-торговые объединения, создавались книгоиздательские и книготорговые общества, организовывались выставки. Русские издательства начали выступать на международных книжных выставках. 

 Возникшее в Петербурге Русское общество деятелей печатного дела собрало в начале 1895 г. довольно представительный по составу участников съезд таких деятелей. Много потрудился в устройстве съезда эрудированный русский библиограф Н. М. Лисовский - один из основоположников отечественного книговедения. Он деятельно работал и в организации Первой Всероссийской выставки печатного дела 1895 г. Им составлен был список периодических изданий, предназначенных для экспозиции на этой выставке. В связи со съездом и выставкой Лисовский опубликовал свои оригинальные работы, положившие начало книжной статистике и статистическому изучению русской периодики. 

 Первая Всероссийская выставка печатного дела в Петербурге, созданная в связи с этим съездом и длившаяся с февраля по июнь, была устроена со знанием дела и с большим размахом, на ней побывало множество посетителей. Выставок таких масштабов по части полиграфии история русской культуры не знала. Созыв и организация съезда и выставки, с ним неразрывно связанной, во многом были обязаны Русскому техническому обществу; оно проявляло живейший интерес к развитию печатного дела.

 Первые годы нашего столетия ознаменованы живым обсуждением в печати памятного в истории русской культуры юбилея - в 1903 г. намечалось торжественно отметить 200-летие периодической печати в России. Готовились к этому празднованию, участвовали в его проведении вовсе не только официальные сферы, как это утверждается иногда еще и в наше время. На общественных началах создано было специальное Рабочее бюро по подготовке мероприятий, связанных с юбилеем. Это бюро (в то же время называли его и комитетом) весьма активно работало в 1901-1903 гг. Бюро существовало при Русском библиографическом обществе при Московском университете. В подготовке юбилея участвовало и другое столичное книговедческо-библиографическое объединение - Русское библиографическое обществ в Петербурге. В предвидении юбилея редакции различных либеральных органов печати, члены Союза писателей (см. о нем в очерке «Литература и жизнь») составляли и подавали ходатайства и петиции, хлопотали о свободе печати (разумеется, в буржуазно-либеральной трактовке этого принципа). Сколько-либо положительных следствий все эти хлопоты не имели. Всерьез власти и не думали на них откликаться и что-либо менять по существу. 
 

 Начиная с 1909 г. ежегодно Главное управление по делам печати регулярно весной открывало в Петербурге выставки произведений печати, вышедших в России за минувший год. Выставки привлекали общественный интерес; посетителей было много, пресса многократно на них откликалась. Богатый печатный и писчебумажный отдел развернут был на Всероссийской выставке в Киеве в 1913 г. Одновременно лучшие образцы русской книжной продукции стали нередко появляться на международных выставках за рубежом - в 1900 г. в Париже на Всемирной выставке, в 1910 г. большое совещание книгопродавцев подготовляло выставку русского печатного дела в Софии - столице Болгарии, страны, где русская книга имела самое широкое распространение. 

 Успехи книжного дела и печати были очевидны. Типографская культура русских книг, высокие качества набора и шрифтов, иллюстраций, титульных листов, фронтисписов, обложек вызывали восхищение далеко за пределами России. 

 В 1914 г. Россия - впервые в ее истории - участвовала в знаменитой Международной выставке графики и печатного дела в Лейпциге. Мысль об участии России в такой всемирно известной, представительной выставке выдвинуло и обосновало Российское общество книгопродавцев и издателей. Для показа русских книг построен был на выставке особый павильон по проекту академика архитектуры В. А. Покровского, одного из талантливых мастеров, творчески использовавших формы древнерусского теремного зодчества. Выставка имела два отдела - исторический и промышленный. Устраивал экспозицию большой знаток искусства книги С. К. Маковский. На выставке получили награды и поощрения многие издания русских книжных фирм. Международное жюри выставки особенным одобрением отметило книги 12-ти крупных издательств. Из московских книгоиздательских фирм привлекли внимание издания товариществ А. Левенсон, братьев А. и И. Гранат, братьев Менерт, И. Сытина; из петербургских - А. Девриена, Ф. Брокгауза и И. Ефрона, товариществ Р. Голике и А. Вильборг, М. Вольфа, А. Маркса. Удачное выступление российского книгоиздательства и книжной графики на мировом смотре печатного дела явилось показом хорошей культуры русской книги.

Категория: История | Добавил: (28.05.2016)
Просмотров: 1706 | Рейтинг: 0.0/0