Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora
Главная » Статьи » История

В. И. Ленин о культуре начала ХХ в.
 Ленинское понимание российской культуры предоктябрьского времени покоится на анализе классов и классовой борьбы. 

 В разгар ожесточенных споров по национальному вопросу, в обстановке живого интереса к насущным национальным проблемам многочисленных народов России, в условиях зачастую сознательного разжигания националистических чувств в конце 1913 г. В. И. Ленин выступил со своими «Критическими заметками по национальному вопросу». Их напечатало «Просвещение» - легально издававшийся в Петербурге «ежемесячный общественно-политический и литературный журнал марксистского направления». Животрепещущий политический смысл ленинской статьи в тогдашней обстановке состоял в раскрытии буржуазной сущности лозунга «национальной культуры». Ведь именно с помощью этого лозунга буржуазия всех наций России, особенно интенсивно в трудные годы между двумя революциями 1905 и 1917 гг., вела дело к раздроблению российских рабочих, к ослаблению их как главной силы революции, объективно стремилась к обессилению демократии, к торгашеским, «мирным», сделкам с крепостниками-помещиками о продаже народных прав и народной свободы. 

 Буржуазному (а часто и черносотенно-клерикальному) политическому лозунгу «национальной культуры» В. И. Ленин противопоставил лозунг - интернациональной культуры демократизма и всемирного рабочего движения, основанный на научном анализе буржуазных наций и сложной социальной структуры национальных культур в эпоху империализма. 

 «Есть две нации в каждой современной нации - скажем мы всем национал-социалам, - писал В. И. Ленин. - Есть две национальные культуры в каждой национальной культуре. Есть великорусская культура Пуришкевичей, Гучковых и Струве, - но есть также велико-русская культура, характеризуемая именами Чернышевского и Плеханова. Есть такие же две культуры в украинстве, как и в Германии, Франции, Англии, у евреев и т. д.»*. 

 Полемизируя с людьми, для которых словосочетание «национальная культура» служило просто лозунгом в политической борьбе, призванным скрыть их буржуазные взгляды по национальным проблемам, В. И. Ленин утверждал: «В каждой национальной культуре есть, хотя бы не развитые, элементы демократической и социалистической культуры, ибо в каждой нации есть трудящаяся и эксплуатируемая масса, условия жизни которой неизбежно порождают идеологию демократическую и социалистическую. Но в каждой нации есть также культура буржуазная (а в большинстве еще черносотенная и клерикальная) - притом не в виде только «элементов», а в виде господствующей культуры. Поэтому «национальная культура» вообще есть культура помещиков, попов, буржуазии»**. 

 Дело русских марксистов состояло в том, чтобы «...бороться с господствующей, черносотенной и буржуазной национальной культурой великороссов, развивая исключительно в интернациональном духе и в теснейшем союзе с рабочими иных стран те зачатки, которые имеются и в нашей истории демократического и рабочего движения. Бороться со своими великорусскими помещиками и буржуа, против его «культуры», во имя интернационализма, бороться, «приноровляясь» к особенностям Пуришкевичей и Струве... »***. 

 В. И. Ленин писал (и это чрезвычайно существенно для правильного марксистского понимания оставшегося нам от прошлого культурного наследства): «Ставя лозунг «интернациональной культуры демократизма и всемирного рабочего движения», мы из каждой национальной культуры берем только ее демократические и ее социалистические элементы, берем их только и безусловно в противовес буржуазной культуре, буржуазному национализму каждой нации»****. 

 Разумеется, пояснял В. И. Ленин, «...интернациональная культура не безнациональна...»*****. 

 Понятно, что национальная культура существовала в нации, раздираемой классовыми противоречиями. Ведущая социальная сила русской нации - пролетариат, сила, за которой было ближайшее будущее нации, высоко ценил русскую культуру. Ценил и любил демократические освободительные начала, присущие этой культуре, сам деятельно участвовал в их развитии. 

 В декабре 1914 г. в выходившей на русском языке в Женеве газете «Социал-демократ» - свободном органе революционных российских марксистов-ленинцев, в обстановке только что разразившейся первой мировой войны и временных успехов шовинистических и националистических настроений В. И. Ленин опубликовал статью «О национальной гордости великороссов». 

 Буржуазный национализм в начале войны широко распространился во всем мире. Он оказал на первых порах воздействие и на известные слои трудовых масс России. Лидеры и вожди западноевропейской социал-демократии, руководство II Интернационала отдали ему щедрую дань. Возникло, указывал В. И. Ленин, «очень широкое и очень глубокое идейное течение, корни которого весьма прочно связаны с интересами господ помещиков и капиталистов великодержавных наций»******. Это течение вовлекло в поток социал-шовинизма даже таких крупных представителей русского освободительного движения, как П. А. Кропоткин и Г. В. Плеханов. В такой обстановке В. И. Ленин остро ставил вопрос и давал на него четкий ответ:  «Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (т. е. 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов. Нам больнее всего видеть и чувствовать, каким насилиям, гнету и издевательствам подвергают нашу прекрасную родину царские палачи, дворяне и капиталисты. Мы гордимся тем, что эти насилия вызывали отпор из нашей среды, из среды великорусов, что эта среда выдвинула Радищева, декабристов, революционеров-разночинцев 70-х годов, что великорусский рабочий класс создал в 1905 году могучую революционную партию масс, что великорусский мужик начал в то же время становиться демократом, начал свергать попа и помещика»*******. 

 Противостоящие силы в русской общественно-идейной, политической и культурной жизни живо предстают в именах, названных В. И. Лениным. С одной стороны, Пуришкевич, Гучков, Струве - характерные фигуры господствующей культуры, культуры буржуазии и помещиков. С другой стороны, Чернышевский и Плеханов - деятели, представляющие демократические и социалистические элементы русской культуры, идеологию демократическую и социалистическую, идеологию революционной борьбы за низвержение самодержавия и всего монархического строя, за освобождение трудящихся и эксплуатируемых масс России. Сам В. И. Ленин, его борьба, его идеи и труды явили наиболее высокое и полное выражение демократических и социалистических начал русской культуры. Мысли В. И. Ленина, его творческое наследство - ленинизм, стали высшим достижением русской культуры и одновременно вершиной мировой культуры. 

 В лице Чернышевского в русской культуре в середине и второй половине 19 в. мощно и выразительно обозначились силы и стремления широких масс, глубоко демократические и освободительные стремления трудового крестьянства, пронизанные идеями утопического социализма. В 80-е гг. Плеханов положил начало творческому развитию марксизма в России. Блестящие плехановские работы конца прошлого века содействовали образованию многих русских марксистов. Первая русская марксистская группа «Освобождение труда», возглавляемая Плехановым, заявила о необходимости создания рабочей социалистической партии. Предстоящая русская революция, по словам Плеханова, будет победоносной только как рабочая революция.

 Идеи и дела Чернышевского, Плеханова, Ленина являли воочию весомость, значительность революционно-освободительных, демократических и социалистических элементов русской культуры. 

 Представителями господствующей культуры были такие деятели, как Пуришкевич, Гучков, Струве. Крупный бессарабский помещик В. М. Пуришкевич окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета в Одессе. Начинал как земец в провинции, но карьеру сделал в Министерстве внутренних дел и особенно в Государственной думе 2, 3 и 4-го созывов. Пуришкевич был одним из самых деятельных защитников интересов землевладельцев-помещиков, крайне правым монархистом, главным вдохновителем в создании черносотенных организаций - «Союза русского народа», «Союза Михаила Архангела». На думской трибуне приобрел шумную известность махрово-реакционными речами, призывами к погромам, требованиями «сильной власти». Вполне закономерно после победы революции Пуришкевич оказался в стане антисоветской контрреволюции. 

 А. И. Гучков - один из представителей династии крупных московских капиталистов - окончил историко-юридический факультет Московского университета, в годы первой русской революции основал партию октябристов, издавал и редактировал их газету «Голос Москвы», являлся влиятельным членом совета акционерного книгоиздательско-журнального общества «Новое время». 

 П. Б. Струве - сын губернатора, внук известного астронома - основателя Пулковской обсерватории - принадлежал к верхушке русской буржуазной интеллигенции. Этот слой давно и прочно был связан с правящими верхами; Струве были дворянами Полтавской губернии. Публицист, историк и философ Петр Струве окончил юридический факультет Петербургского университета. Идеолог буржуазно-демократического движения на рубеже 19 - 20 вв., Струве в 90-х гг. был «легальным марксистом», редактировал журналы «легальных марксистов» - «Начало» и «Новое слово». Страницы этих органов использовали и революционные марксисты; в них были опубликованы работы В. И. Ленина, Г. В. Плеханова, статьи Ф. Энгельса и П. Лафарга. В «Новом слове» активно сотрудничал М. Горький. Но уже в начале ХХ в. Струве редактировал издававшийся нелегально земцами-либералами за границей журнал «Освобождение». Позиции редактора, к этому времени уже далеко отошедшего вправо и от «легального марксизма», отвечали интересам буржуазии и помещиков. С октября 1905 г. Струве - один из главных лидеров кадетов. В дальнейшем он среди авторов энциклопедии буржуазного либерализма, печально известного сборника «Вехи» (1909 г.). После Октября враг Советской власти в гражданской войне, потом в белой эмиграции. 

 Таковы эти трое деятелей, неоднократно поминаемые В. И. Лениным в качестве фигур, характерных для господствующей буржуазной культуры России периода империализма. 

 В каждой из наций существовали две силы, в каждой национальной культуре - две культуры. В условиях империализма иначе и не могло быть. Революция в России набирала силы, шла к победе. Главной движущей силой революции являлся рабочий класс. Он сознательно противостоял миру эксплуататоров. Революционный пролетариат выступал как главная разрушительная сила по отношению к буржуазной нации. 

 Понятно, что до свержения царизма и капитализма, до победы революции «две культуры» существовали и проявлялись в подвижном, внутренне противоречивом диалектическом единстве каждой реально существовавшей национальной культуры. До полной победы революционного народа нация продолжала оставаться буржуазной; господствующей в национальной культуре была культура буржуазная. 

 Твердо помня эти основополагающие начала, историк обязан избегать упрощений при рассмотрении культурно-исторических процессов и явлений. Нельзя искать категории прямой борьбы политических партий и групп того времени в любом явлении культуры, во всяком конкретном ее проявлении. Зачастую полем борьбы являлись произведения писателя и труды исследователя, статья журналиста, урок учителя, лекция профессора, тот или иной спектакль, концерт, картина художника. Необходимо внимательно и осторожно изучать жизненный путь, во многих случаях сложный путь культурных деятелей. Нужно принимать во внимание при изучении отдельных деятелей культуры и их произведений конкретную обстановку, общественные условия и настроения соответствующего времени. 

 Не существовало внутренне цельной национальной культуры. Очень часто не было совершенного, однородного единства и в творчестве отдельных деятелей культуры. 

 Русский писатель-реалист и демократ М. Горький - один из зачинателей социалистического реализма. Хорошо известны восхищение и любовь, которые чувствовал В. И. Ленин в отношении творчества и личности пролетарского писателя. Именно Ленин в «Искре» (когда за участие в устройстве подпольной типографии в 1901 г. Горького выслали из Нижнего Новгорода) протестовал против того, что «европейски знаменитого писателя... самодержавное правительство высылает без суда и следствия из его родного города». В Лондоне на 5 съезде РСДРП в 1907 г., как вспоминал сам Горький, Ленин в ответ на слова писателя, сказавшего, что он торопился написать «Мать», утвердительно кивнул головой и сказал: «Очень хорошо, что я поспешил, книга - нужная, много рабочих участвовало в революционном движении несознательно, стихийно, и теперь они прочитают «Мать» с большой пользой для себя. 

 «Очень своевременная книга». Это был единственный, но крайне ценный для меня его комплимент» . 

 Но, когда в годы реакции Горький на время отступил в некоторых вопросах от принципиальной позиции большевиков, поддался «богоискательству», В. И. Ленин прямо указал на его заблуждение, осудил и критиковал его ошибки. Тем самым Ленин помог великому писателю дальше идти вперед вместе с пролетариатом.

----------------------
* Ленин В. И. Критические заметки по национальному вопросу. - Полн. собр. соч., т. 24, с. 129.
** Ленин В. И. Критические заметки по национальному вопросу. - Полн. собр. соч., т. 24, с. 120 - 121. 
*** Там же, с. 122.
**** Ленин В. И. Критические заметки по национальному вопросу. - Полн. собр. соч., т. 24, с. 121. 
***** Там же, с. 120.
****** Ленин В. И. О национальной гордости великороссов. - Полн. собр. соч., т. 26, с. 106. 
******* Там же, с. 107.


Категория: История | Добавил: (23.05.2016)
Просмотров: 1098 | Рейтинг: 0.0/0