Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora
Главная » Статьи » История

Высшая школа
 Наиболее фундаментальное высшее образование давали университеты. Общее число их в дореволюционной России было невелико. Не считая Гельсингфорсского в Финляндии, всех университетов было десять: Московский, Петербургский (Петроградский), Казанский, Харьковский, Киевский, Новороссийский (в Одессе), Юрьевский (бывший Дерптский, ныне - Тартуский), Варшавский, Томский, Саратовский. Уже во время первой мировой войны в связи с эвакуацией учебных заведений из западных губерний положено было основание еще двух университетов - в Ростове-на-Дону и в Перми. 

 Насчитывалось в университетах в 1895 г. 14 тыс. студентов, в 1905 г. 24,5 тыс., в 1907 г. 35,3 тыс., в 1913 г. 35,7 тыс. А в 1853 г. во всех университетах России учились всего только 2 809 студентов. Вдумываясь в приведенные выше цифры, историк А. Г. Рашин заметил, что за три года революционных потрясений (1905 - 1907) число студентов увеличилось на 10 тыс., а в последующие, послереволюционные шесть лет (1908 - 1913) оно осталось в общем-то на уровне 1907 г. 

 Революция действительно тянула людей к образованию, просвещала нацию. «Пятый год, - писал В. И. Ленин, - год великого пробуждения народных масс в России, год великой народной борьбы за свободу под руководством пролетариата, этот год заставил даже наше казенное ведомство сдвинуться с мертвой точки». 

 В 1914-1915 гг. в стране функционировало не менее 105 вузов. Но сосредоточены они были главным образом в четырех городах Европейской России - в Петрограде, Москве, Киеве, Харькове. В них обучалось в эти годы 127,4 тыс. студентов. На Кавказе и в Средней Азии не было ни одного высшего учебного заведения. Во всей Восточной Сибири и на Дальнем Востоке одно - Восточный институт. 

 Русские университеты издавна давали и медицинское образование. В каждом из них (за исключением Петербургского) имелся медицинский факультет (заметим, кстати, что Томский университет, например, до 1899 г. существовал в составе лишь одного медицинского факультета). Кроме того, имелись еще и специальные медицинские вузы. К ним принадлежали Военно-медицинская академия в Петербурге, женские медицинские институты и курсы в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, 4 ветеринарных института и еще несколько учебных заведений. 

 Обратимся теперь к высшему техническому образованию. Всех высших технических учебных заведений в России в 1912 г. было 16. Большинство из них сосредоточивалось в Петербурге. На втором месте по числу таких учебных заведений стояла Москва. Прочие технические высшие школы были расположены в университетских городах, в других крупных культурных центрах или же в местностях с более развитой промышленностью. 

 В области сельского хозяйства и лесного дела наиболее известными являлись Петровская земледельческая и лесная академия в Петровском-Разумовском под Москвой, Лесной институт в Петербурге, Ново-Александровский институт сельского хозяйства и лесоводства. 

 Высшее военное образование, тесно связанное с технологическим, было представлено, помимо упомянутой Военно-медицинской академии в Петербурге, еще несколькими военными академиями - Военно-инженерной, Артиллерийской, Академией Генерального штаба, Военно-юридической, Интендантской, Морской. Все они находились в столице. 

 Высшее гуманитарное образование, кроме соответствующих факультетов в университетах, можно было так же получить в некоторых институтах. Археологические институты в Петербурге и Москве готовили преподавателей и специалистов по истории, археологии, архивному делу. Гуманитарное образование предлагали также и другие высшие учебные заведения. Выделялись среди них Лазаревский институт восточных языков, Учебное отделение восточных языков при Министерстве иностранных дел, Восточный институт во Владивостоке. 

 Высшее художественное училище живописи, скульптуры, архитектуры при Академии художеств в столице и Училище живописи, ваяния и зодчества при Московском художественном обществе, основанном в 1843 г., являлись главнейшими учебными заведениями в области пластических искусств. Строгановское художественно-промышленное училище в Москве, основанное графом С. Г. Строгановым еще в 1825 г., и Училище технического рисования в Петербурге, основанное бароном А. Л. Штиглицем в 1876 г, готовили художников декоративно-прикладного искусства и учителей рисования. 

 Консерватории - Петербургская (с 1862 г.) и Московская (с 1866 г.) - были важнейшими центрами высшего музыкального образования в России. В начале века открылись консерватории в Киеве (с 1912 г.) и Саратове (с 1913 г.). 

 Все (за немногими исключениями) перечисленные высшие учебные заведения принимали, как правило, только лиц мужского пола. Женщины в дореволюционной России могли получать высшее образование почти исключительно на так называемых высших женских курсах - общественных и частных - или в специальных женских институтах. 

 Большинство высших женских учебных заведений не получало материального обеспечения от казны и существовало на частные пожертвования и плату за обучение. 

 В начале ХХ в. всех высших женских учебных заведений было около 30. Большинство из них находилось в университетских городах и приближалось по структуре и программам к университетскому типу образования. 

 С 1900 г. вновь открыты были в Москве знаменитые Высшие женские курсы историка, профессора Московского университета В. И. Герье. Этому учебному заведению заслуженно принадлежит честь считаться самым, первым в истории русской культуры высшим женским учебным заведением. Учрежденные на общественных началах по инициативе Герье в 1872 г. курсы были закрыты правительством в 1888 г. Возрожденные в ХХ в., они накануне 1917 г. давали образование, почти полностью совпадавшее с университетским. За свое существование курсы выпустили более 20 тыс. слушательниц. На курсах учились видные участницы революционного движения и культурного строительства в СССР А. С. Карпова, О. А. Варенцова, О. П. Ногина и др. Директором курсов с 1905 по 1918 г. был известный ученый С. А. Чаплыгин, один из основоположников аэродинамики. На основе этих курсов в советское время был создан сначала 2-й Московский государственный университет, а позднее существующий ныне Московский государственный пединститут имени В. И. Ленина'. 

 В 1905 - 1916 гг. новые высшие женские курсы открылись во многих городах - в Петербурге, Москве, Киеве, Харькове, Одессе, Казани, Тифлисе, Томске, Воронеже, Варшаве, Новочеркасске, Юрьеве. Кроме общеобразовательных курсов широкого профиля, возникают и более специализированные естественно-научные, сельскохозяйственные, педагогические и другие. 

 Наиболее известными были Бестужевские курсы в Петербурге, где преподавали многие профессора столичного университета. Курсы имели три факультета: словесно-исторический, физико-математический и математический; в 1906 г. прибавился четвертый - юридический. В 1914 г. Бестужевские курсы посещало до 7 тыс. слушательниц. Среди них было немало участниц революционного движения - Н. К. Крупская, А. И. Ульянова-Елизарова, Е. Д. Стасова, Л. А. Фотиева, П. Ф. Куделли и др. 

 Широкие круги студенчества России решительно противостояли самодержавию и реакции. Представители этих кругов недаром в быту и в разговорной речи именовались «политиками». Демократическая масса студентов настроена была революционно. Обычно студенты выступали вместе с рабочими в демонстрациях, в забастовках. Значительно реже студентов, но все же иногда можно было видеть и гимназистов в рядах демонстрантов. 

 Аристократическая, дворянская, чиновная и буржуазная верхушка материально отлично обеспеченного студенчества была немногочисленной и неавторитетной в среде студентов. Эта верхушка, чуждая, а то и прямо враждебная революционности, сплотилась в начале века в особую группу «академистов». Покровительствовал им известный В. М. Пуришкевич. «Академисты» протестовали против участия студентов в политической жизни. Но даже эта группа признала крайне реакционный, но все еще действовавший, университетский устав 1884 г. «ненормальным явлением», даже она призывала вести «борьбу за академическую свободу, на академической почве, академическими средствами». Такой своей позицией «академисты» замышляли отвести студентов-«политиков» от живого интереса к политике, т. е. практически от участия в революционном движении.

 На картинах и этюдах художников И. Репина, В. Серова, С. Иванова, Н. Касаткина, Б. Кустодиева, в рисунках сатирических журналов того времени запечатлены студенты и гимназисты на улицах и площадях в 1905, 1917 гг. Образы гимназистов, студентов, условия их быта, жизни средней и высшей школы занимали видное место в художественной литературе - «Гимназисты», «Студенты» Н. Гарина-Михайловского, «Дни нашей жизни» и др. произведения Л. Андреева, рассказы и пьесы А. Чехова, романы Е. Чирикова, пьесы С. Найденова. 

 В трудных условиях существовала высшая школа России. Участие демократического студенчества в революционном движении, особенно в годы первой революции, делало учебные заведения в глазах правительства крайне опасными учреждениями. Студенческие демократические организации преследовались, студентов, участвовавших в общественных протестах, тем более в революционных событиях, отдавали в солдаты. Прогрессивно настроенных профессоров и преподавателей увольняли из высших учебных заведений или ставили в такие условия, что они вынуждены были уходить в отставку. 

 Среди таких событий наиболее печальную известность приобрел разгром Московского университета в 1911 г., когда усилиями реакции из него оказались сразу вытесненными свыше 130 лучших профессоров и преподавателей. Всего же вместе с научными и другими сотрудниками около 400 человек демонстративно подали в отставку. 

 Университетские кадры активно протестовали против реакционной политики правительства в отношении высших учебных заведений. Когда все тот же пресловутый «министр народного затемнения» Л. А. Кассо принял отставку ректора Московского университета профессора А. А. Мануйлова и вместе с ним всего либерального руководящего аппарата университета, в ответ последовали: общее собрание приват-доцентов, принявшее решение подать прошение об отставке, прощальные лекции уходящих в отставку преподавателей, наконец, общая забастовка студентов университета. В последней своей лекции перед уходом в отставку приват-доцент Г. И. Россолимо, как сообщала полиция, «призывал студентов к борьбе за свободу науки и университета». Это был тот самый Россолимо, который уже после революции стал основоположником детской неврологии в Советском Союзе. События в Московском университете послужили материалом для выступления в печати (одного из ушедших в отставку) знаменитого ученого-естествоиспытателя В. И. Вернадского. Своему выступлению он дал многозначительное заглавие «1911 год в истории русской умственной культуры» (СПб., 1912). 

 В университетских делах, или как тогда было принято говорить в университетском вопросе, царское правительство упорно и тупо оборонялось на старых позициях, чистило и громило университеты и другие высшие учебные заведения. Студентов - в солдаты. Демократические студенческие организации - землячества, артели, союзы, кружки - власти запрещали и разгоняли, вожаков арестовывали. Время от времени министры просвещения предпринимали очередные «разборы» университетов и других высших учебных заведений, проверку и чистку профессоров и преподавателей, смещения и перемещения ректоров, деканов, «освежение» состава ученых советов. То наводили порядок в Петербургском, то в Московском, то в Новороссийском (Одесском) университетах, то «улучшали» технологические институты, сельскохозяйственные академии, чистили учительские, да и духовные семинарии (и там было неспокойно). 

 Борьба правительства со студентами и высшей школой в конце прошлого - начале нынешнего века приобрела, по меткому слову В. И. Ленина, вечный характер. В статье «Студенческое движение и современное политическое положение» (октябрь 1908 г.) В. И. Ленин писал: «Вечная в самодержавной России борьба с студенческими организациями приняла форму похода черносотенного министра Шварца - действующего в полном согласии с «премьером» Столыпиным - против автономии, которую обещали студентам осенью 1905 г...». В походы на высшую школу (да и не только на высшую!) один за другим ходили царские министры народного просвещения - Боголепов, Ванновский, Кассо, Шварц. 

 Смутные это были времена для высшей школы. В результате усилий реакции был сильно обескровлен старейший университет России - Московский. Новороссийский университет в Одессе трудами реакционеров был доведен до полного упадка. Совет университета сначала (февраль 1907 г.) оказался в необходимости принять решение о прекращении занятий в связи... с постоянными и систематическими избиениями студентов «союзниками» погромщиками из дружин «Союза русского народа». Затем полицейскими мерами и притеснениями из Совета выжили всех мало-мальски самостоятельных профессоров. А в проректоры провели заведомого черносотенца, ставленника все тех же правящих «темных сил». Восторжествовали «правые начала». В каждом из университетских помещений «было размещено по 15 городовых. Скучая, они собирались во время занятий в свободных аудиториях и пели хором «Машку-Канашку»... Когда городовые разогнали студентов и съели бюджет нескольких клиник и лабораторий, проректор «правого» университета Маньковский пришел к мысли о необходимости удаления полиции из университета». 

 Подобные картины имели место во многих учебных заведениях. Набеги на русскую высшую школу были характерны для всей эпохи империализма, особенно для десятилетия 1907 - 1917 гг. В итоге многие кафедры пустовали. В одних только университетах без малого полтораста кафедр оставались незамещенными. В то же время в стране ощущался острый недостаток в людях с высшим и специальным образованием, не хватало учителей, врачей, инженеров, агрономов, геологов. Все зримее становилась необходимость коренной перестройки всего высшего образования в России.

Категория: История | Добавил: (25.05.2016)
Просмотров: 512 | Рейтинг: 0.0/0