Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora
Главная » Статьи » История

Зачатки нового в деле просвещения и образования
 Наряду с государственными («императорскими») университетами и институтами в начале ХХ в. возникали учебные заведения нового типа. В тесной связи с ростом массового рабочего и крестьянского движения, в связи с крепнущим революционным движением заметно росло и ширилось многообразное в его формах и социально-политических тенденциях общественное движение. Общественная активность проявлялась в поисках новых форм объединения, в создании обществ, различных профессиональных организаций, кружков, товариществ самообразования, в ширившейся тяге к объединениям, ко встречам и общению с людьми родственных или близких интересов. Популярность приобретали идеи о создании «вольных», свободных от правительственной опеки организаций для народных масс типа народных университетов, народных домов, народных театров, народных консерваторий. Передовая интеллигенция, особенно демократическая, отдельные представители господствующих классов, желавшие помочь делу просвещения и образования, активно участвовали в создании такого типа новых культурных мероприятий. 

 В начале нашего века, особенно под воздействием революционных потрясений 1905 г., широкую практику приобрели созывы различных съездов и совещаний. Наиболее выдающимися из них в области общих проблем просвещения и образования были: Первый Всероссийский съезд деятелей Обществ народных университетов и других просветительных учреждений частной инициативы 1908 г., Первый Всероссийский съезд по женскому образованию 1912 - 1913 гг., Общеземский съезд по народному образованию 1911 г., Первый Всероссийский съезд по семейному воспитанию 1912 - 1913 гг., Первый Всероссийский съезд по вопросам народного образования 1913 - 1914 гг.; многочисленные учительские съезды весны и лета 1917 г. 

 На некоторых из этих многолюдных встреч общественных сил, интересовавшихся просвещением и образованием, звучали голоса и из стана рабочей демократии. 

 Крайне острая борьба шла на Первом Всероссийском съезде деятелей Обществ народных университетов (1908). 

 Представители профсоюзов, рабочих организаций заявляли на съезде о праве профессиональных объединений иметь влияние в народных университетах, о.том, что слушателями в университетах должны быть по преимуществу рабочие и крестьяне. 

 Один оратор говорил: «Рабочие сами знают, что им нужно. Дело внешкольного образования пойдет успешно лишь тогда, когда оно будет в руках самих рабочих». Другой заявлял: «Все дело просвещения надо оставить в руках рабочих, так как сотрудничество рабочих и буржуазии немыслимо». Либерально-буржуазное руководство съездом защищало направляющее воздействие буржуазной интеллигенции в народных университетах, настаивало на общенародном, внеклассовом, аполитичном направлении народных университетов. Профессор Б. И. Сыромятников в своем докладе на съезде твердил: «Народный университет не есть университет рабочих. Двери его открыты для всех, кто ищет знания... Народный университет... не должен быть классовым... Дело самообразования масс вообще и рабочих в частности не должно ставиться на узко классовую почву»*. Мелкобуржуазные интеллигенты, участвовавшие в работе съезда, колебались. Либерально-буржуазная верхушка съезда в данном случае восторжествовала. 

 Усилия прогрессивной общественности обеспечивали успешную деятельность добровольных обществ по народному, школьному и внешкольному образованию, по организации культурных и, как тогда говорили, разумных развлечений, например, игры в шахматы, спорта для населения. 

 Одна из таких глубоко новаторских по духу просветительных организаций возникла за рубежом, создателями ее были передовые ученые и прогрессивные общественные деятели. В 1900 - 1901 гг. была основана Русская высшая школа общественных наук за границей, в Париже. Деятельное участие в ее создании приняли видные либерально-буржуазные ученые: историк и социолог М. М. Ковалевский, правовед Ю. С. Гамбаров, социолог и философ-позитивист Е. В. Роберти. В 1902 г. в этой школе выступал с четырьмя лекциями по аграрному вопросу В. И. Ленин. 

 В годы первой русской революции и вскоре после нее подобные учреждения появились внутри страны. В 1905 г., например, П. Ф. Лесгафт открыл в Петербурге Вольную высшую школу и при ней курсы для рабочих. 

 Образцами почти для всех просветительско-образовательных обществ России начала ХХ в. долго служили Московский и Петербургский комитеты грамотности, состоявшие соответственно один при Московском обществе сельского хозяйства (учрежден комитет в 1845 г.), другой при Вольном экономическом обществе (учрежден в 1861 г.). Правительство приложило много сил, чтобы помешать работе этих общественно-просветительных институтов. А затем, не сумев подчинить их «мягкими приемами», сперва в 1896 г. прикрыло было их «за вредное направление», а в конце концов отдало в административное ведение Министерства просвещения, т. е. практически прекратило их полезную просветительскую деятельность. Так же предполагали власти поступить и с имевшимися кое-где в земских губерниях провинциальными обществами грамотности. В неземских губерниях значительную работу вели добровольные общества распространения грамотности, содействия образованию и т. п. Ими было основано 69 учебных заведений, 36 библиотек и читален, 17 книжных магазинов и складов. 

 Третьей влиятельной общественной организацией, особенно в важной области рабочего и профтехнического образования, стало Русское техническое общество. Постоянная педагогическая Комиссия по техническому образованию при Русском техническом обществе с отделениями в Москве, Харькове, Одессе, Баку в конце 19 в. стала чисто общественной демократической организацией. Эта Комиссия была общенациональным центром и двигателем важнейшего культурно-просветительского дела - профессионально-технического образования а России. Она решительно и деятельно выступала за всемерное развитие общего образования как элементарной необходимой предпосылки для образования профессионального. Огромную роль в развитии технической культуры и подготовке технически квалифицированных кадров для промышленности сыграли всероссийские съезды по техническому профессиональному образованию в России. Комиссия организовала и провела четыре всероссийских съезда деятелей по техническому и профессиональному образованию: 1 в 1889 - 1890 гг. в Петербурге, 2 - в 1894 - 1895 гг. в Москве, 3 - в 1903 - 1904 гг. в Петербурге, 4 съезд собрался уже во время первой мировой войны в 1916 г. Съезды эти собрали богатый и ценный материал, во многом послуживший в первые годы Советской власти для развертывания работы Главпрофобра. 

 Немало добровольных образовательных обществ возникало на рубеже прошлого и нашего века, особенно же много в период первой русской революции и после нее. Уже в 1898 г. таких обществ насчитывалось 135 и в них состояло 8480 человек. Отдельные из таких местных обществ становились крупными культурными центрами - в Ярославле, в Томске, в Харькове. По мнению попечителя Западно-Сибирского учебного округа, Общество попечения о народном образовании в Томске стремилось сделаться центральным органом народного образования для. всей Сибири. По размаху своей просветительской работы Томское общество несомненно во многом превзошло робкие усилия казенного попечителя. Главное же, что смущало и пугало попечителя, - это прямая демократическо-просветительская направленность всей деятельности общества. 

 Запрещенные было одно время (в конце прошлого века) такие добровольные образовательные общества во множестве возродились в годы первой революции. А затем все такие и прежде. существовавшие, и вновь созданные общества вошли в Лигу образования. Возглавляли Лигу образования прогрессивные буржуазные демократы, известные деятели в сфере народного образования Г. А. Фальборк и В. И. Чарнолуский. В создании Лиги важную роль имела и инициатива ученых, педагогов, либеральных общественных деятелей: физикохимика Н. Н. Бекетова, историка литературы С. А. Венгерова, востоковеда С. Ф. Ольденбурга и др. Лига развернула активную деятельность. При ней работал ряд постоянных комиссий и просветительских обществ (университетское, по содействию школьному просвещению и др.). Лига образования провозгласила открытие - небывалого в истории русской культуры учреждения Петербургской педагогической академии. Та же Лига основала и Центральную педагогическую библиотеку. Во 2 Государственную думу Лига внесла проект закона «О развитии и расширении начального образования». Одному из руководителей Лиги образования Г. А. Фальборку принадлежат памятные пожелания и чаяния, относящиеся к 1911 г.: «Хочется верить, - писал он, - что скоро настанет время, когда для нее (т. е. для России.- С. Д.) будет дорог не только Пирогов-хирург, но и Пирогов-воспитатель, что когда-нибудь наш министр Народного просвещения явится в законодательные палаты с произведениями Ушинского, Пирогова, Толстого и... предложит издать их с надписью: «Учителям - завет нации». Черносотенный публицист и оратор В. М. Пуришкевич не без основания честил в печати Лигу образования негласным «левым министерством просвещения». 

 В эпоху империализма в России возникали новые, небывалые формы просвещения и образования рабочих. Со времени первой русской революции значительное распространение получили народные университеты и рабочие просветительские общества. В Петербурге и Москве, а затем и во многих других городах часто открывались по инициативе самих рабочих и демократических интеллигентов Общества народных университетов. 

 В 1906 г. народные университеты созданы были в большинстве губернских и даже в некоторых уездных городах. Особенно большую работу развернули Общества народных университетов в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Уфе, Воронеже, Твери, Харькове, Екатеринодаре. Подобные же образовательные заведения для рабочих и вообще городского люда создавались на добровольно-общественных началах в Армавире, Баку, Вильне, Екатеринославе, Красноярске, Минске, Новгороде, Новочеркасске, Орле, Ревеле, Риге, Таганроге, Тифлисе, Чернигове, Ярославле. 

 В состав таких обществ входили либеральные и демократически настроенные интеллигенты (профессора, инженеры, адвокаты, врачи, учителя), многие из них с искренним подъемом и радостью несли свои знания в рабочую среду. Основателем Общества народных университетов в Петербурге явился выдающийся психолог и криминалист Д. А. Дриль. Председателем такого же московского Общества был профессор медицины В. Д. Шервинский, делами правления ведал известный впоследствии советский историк и правовед Б. И. Сыромятников. 

 Представители такой интеллигенции безвозмездно и добровольно выступали в народных университетах в качестве лекторов. Слушателями были мастеровые, рабочие, ремесленники, железнодорожники, торговые служащие. Первое время в этих университетах слушатели состояли только из мужчин, затем, главным образом со времени 1904 - 1906 гг., образовывались кое-где и группы слушательниц (портнихи, модистки, шляпницы, фабричные работницы). 

 Наиболее крупным из русских народных университетов оказался Московский народный университет имени А. Л. Шанявского, открытый в 1908 г. после долгих мытарств и проволочек со стороны властей. Университет сыграл заметную роль в деле демократизации высшего образования в России. Учрежден был на частные средства, пожертвованные по завещанию либеральным деятелем А. Л. Шанявским городу Москве. Большое участие в организации этого дела принимали передовые люди русской науки: естествоиспытатели К. А. Тимирязев, В. М. Бехтерев, И. П. Павлов. Слушателям предлагалась возможность выбрать два образовательных цикла - первый, научно-популярный (с курсом средней школы), второй, академический, давал высшее образование. У входа в новый университет золотыми буквами были начертаны слова завещателя А. Л. Шанявского, давшего средства для постройки университетского здания: «Наука - источник добра и силы». В университете было три отделения (факультета): 1) общественно-юридических наук, 2) историко-философское и 3) естественно-историческое. В первый же год в университете обучалось 975 слушателей. 

 Состав слушателей был демократическим. Около четверти их составляли учителя. Среди посетителей были мелкие служащие, ремесленники, даже рабочие. Это было весьма своеобразное учебное заведение своего рода «вольный университет», где формальности были сведены к минимуму. Он не давал своим выпускникам никаких служебных прав. С другой стороны, от поступавших не требовалось свидетельств о получении среднего образования, а от преподавателей - ученых степеней. Устроители постарались создать наиболее благоприятные возможности для учения. Народный университет располагал хорошо оборудованными лабораториями и кабинетами, отборным преподавательским составом. Здесь нашли пристанище передовые профессора, покинувшие в 1911 г. Московский университет в знак протеста против реакционной политики министра народного просвещения Кассо. Среди них были физик П. Н. Лебедев, геохимик В. И. Вернадский, технолог С. А. Чаплыгин, химик Н. Д. Зелинский. Здесь преподавали историк Ю. В. Готье, юрист М. Н. Гернет, педагог, психолог и историк философии П. П. Блонский.

-------------
* Труды Первого Всероссийского съезда деятелей Обществ народных университетов и пр. 3 - 7 января 1908 г. СПб., 1908, с. 57 - 58 и др.; Медынский Е. Н. История русской педагогики, с. 442 - 443.

Категория: История | Добавил: (26.05.2016)
Просмотров: 812 | Рейтинг: 0.0/0